О компании
ОАО «РЖД», которое входит в мировую тройку лидеров железнодорожныхкомпаний, нуждалась в оптимизации расходов, связанных с обучением сотрудников компании (а именно работников локомотивных бригад на всей территории РФ) и обеспечении возможности массового, доступного, непрерывного и эффективного дистанционного обучения персонала.
Для крупных компаний (особенно с широкой региональной сетью) наиболее привлекательны технологии электронного обучения. Они позволяют существенно экономить на командировочных расходах, охватывая при этом большой контингент работников.
Предпосылки внедрения Системы дистанционного обучения:
- Высвобождение личного времени для работников компании;
- Приведение учебного материала к единому стандарту;
- Потребность ОАО «РЖД» в оптимизации затрат на обучение сотрудников;
- Создание единой Базы Знаний работников ОАО «РЖД».
Задачи:
- Осуществить переход на новую архитектуру Системы дистанционного обучения;
- Обучать в Системе 128 000 сотрудников дирекции тяги на регулярной основе (1 сотрудник/3 курса в месяц);
- Разработать нормативные документы;
- Разработать систему мотивации для самообучения работников;
- Отработать организационные и технические тонкости создания массового обучения;
- Обеспечить структурные подразделения квалифицированными специалистами.
Сроки начала и окончания проекта:
Пилотный проект проходил в дирекции тяги (128 тысяч человек; вся территория РФ), длительность проекта — 8 месяцев в 2012 году.
С 2013 года проект тиражировался на другие дирекции ОАО «РЖД».
Решение
В основу нового подхода к технической учебе была положена методология Петербургского государственного университета путей сообщения, и опыт создания автоматизированных систем обучения персонала компании Московского государственного университета путей сообщения и Mirapolis.
На первом этапе выполнялась централизованная разработка плана технического обучения, затем — массовое обучение в очной (работа с тренажерами) и дистанционной формах. Следующим этапом проводилось тестирование пользователей комиссионно. Тестирование проходит ежеквартально в учебных классах под присмотром ответственных лиц.
По результатам тестирования в случае успешной сдачи и недопуска брака в работе сотрудник освобождался от очного посещения технической учебы, тем самым экономя свое личное время (а в некоторых случаях сотрудники тратят до 6 часов времени на дорогу в учебные центры). В конце года выполняется корректировка плана технического обучения с учетом основных KPI подразделения.
Для реализации проекта был осуществлен переход на новую архитектуру Системы дистанционного обучения ОАО «РЖД» (СДО). В ОАО «РЖД» совместно с разработчиками из МГУПС и Mirapolis была развернута новая программно-аппаратная платформа, которая позволяет перераспределять ресурсы для серверов центрального сегмента в зависимости от их загрузки, а также, при необходимости, позволяет разворачивать дополнительные HTTP-серверы и серверы приложений кластера в целях масштабирования системы.
Для повышения отказоустойчивости Системы, серверы приложений центрального сегмента были объединены в два кластера: для Интернет-пользователей и для пользователей Систем Передачи Данных.
Созданная система обучения позволила ежедневно обучать более 4000 человек. При этом Система работает круглосуточно, не дает сбоев и выдерживает максимальные нагрузки.
Результаты
Только пилотный проект показал впечатляющие результаты, которые впервые были достигнуты в рамках дистанционного обучения в России:
- в Системе зарегистрировано более 128 000 слушателей;
- объем регистраций — 2,5 миллиона человеко-курсов;
- объем успешно завершенного обучения — 435 505 человеко-курсов (в пилотном проекте) и 650 тысяч человеко-курсов (за первое полугодие 2013 года).
- отработаны организационные и технические тонкости создания массовогообучения, которые уже в 2013 году дали результаты превышающие вышеизложенные; к концу года ожидается более 1 миллиона обученных.
Руководство компании ОАО «РЖД» дало высокую оценку данному проекту. Предложили изменить стандарт ОАО «РЖД» по организации технической учебы работников компании с учетом опыта Дирекции тяги. Руководством ОАО было принято решение тиражировать Систему в других дирекциях.