В сентябре 2022 HR-холдинг Ventra исследовал рынок IT. 19 % российских руководителей сообщили, что их компании релоцировали часть своих сотрудников — или весь коллектив.
Сходную статистику приводит сервис «Подбор»: каждый шестой российский айтишник сегодня работает из-за границы. При этом прогнозируется вторая волна эмиграции: тех, кто не уехал сразу, а решил тщательно подготовиться к переезду и жизни на новом месте.
Рассказываем, как устроен процесс релокации, какие компании уже взяли эту практику на вооружение, как организовать перевод сотрудника и что учесть HR-подразделению, если компания решится на релокацию как способ удержания кадров или привлечения новых сотрудников.
Как организована релокация в «Яндексе» и «Авиасейлс»
Релокацией называют перевод сотрудника на новое место жительства, связанный с деловыми целями компании. Например, если организация нанимает работника из другого региона и перевозит его на новое место. Или, наоборот, открывает подразделение в другом городе или стране — и отправляет туда кого-то из персонала. Ключевой момент здесь «интересы компании», а не желание сотрудника переехать. То есть большинство россиян, которые в последний год выехали за пределы страны по собственной инициативе и «в никуда», релокантами не являются, хотя их часто так называют.
Реальный пример релокации: перевод сотрудников компанией «Авиасейлс». У крупнейшего российского поисковика авиабилетов есть подразделение в Таиланде. Разработчикам, готовым строить карьеру на Пхукете, организуют переезд, а также помощь с обустройством. В Таиланде сотрудников приветствует happiness-менеджер, который помогает адаптироваться в новых условиях.
Аналогичная программа у «Яндекса» — правда, она ориентирована на перемещения внутри страны. Сотрудников по их желанию переводят в один из четырех российских регионов, где базируются офисы компании. Однако у персонала есть возможности и для работы за рубежом. Офисы «Яндекса» открыты в Турции, Беларуси, Казахстане, Израиле и других странах. Сотрудники на некоторых позициях могут «мигрировать» из офиса в офис. Официально сама компания это не называет релокацией, но по сути очень похоже.
Сама по себе практика релокации (в отличие от эмиграции) никак не связана с политикой или идеологией, однако последний год внес свои коррективы. Так, российский офис Joom со штаб-квартирой в Латвии недавно искал сотрудника на должность «Менеджер проектов по релокации в международный мобильный маркетплейс Joom». И это еще одна вариация релокейта: иностранные компании, нанимающие российских специалистов для работы за рубежом. Сейчас ряд компаний пополняют списки сотрудников, предлагая россиянам релокацию с обустройством в других странах мира.
Российские власти, со своей стороны, вышли с инициативой упростить перемещение в нашу страну зарубежных специалистов. Летом вступил в силу закон об упрощенном ВНЖ для иностранных айтишников. Им не нужно получать разрешение на временное проживание; вид на жительство по упрощенной процедуре дают самим IT-специалистам и их родственникам. Они могут трудоустраиваться без разрешения на работу или патента. А в конце года Совет Федерации упростил порядок трудоустройства иностранцев.
Таким образом, российские компании, которые рискуют в сегодняшних реалиях потерять сотрудников, могут взять на вооружение две идеи:
- Релокация специалистов, которые хотят покинуть страну, на работу за рубеж (релокация как удержание кадров).
- Релокация сотрудников из других городов России и стран на освободившиеся места (релокация как средство привлечения новых специалистов).
Что учесть компании при организации релокации
Во-первых, необходимо принять стратегическое решение о целесообразности релокации как таковой. Для этого рассчитать стоимость релокации по сравнению со стоимостью найма нового сотрудника.
Если решение в пользу релокации принято, приступать к решению организационных вопросов:
- Определить ответственных за релокацию сотрудников: это может быть HR-отдел или, например, отдельный менеджер по релокации.
- Установить релокационный пакет.
- Организовать адаптацию новичка в коллективе после переезда.
Необходимые документы
В первую очередь, договорившись с сотрудником о переводе, компания должна подготовить документы:
- Приложение к трудовому договору: в нем будут прописаны условия, на которых осуществляется релокация, а также новая должность, зарплата и иные пункты ранее заключенного договора.
- Приказ о переводе.
- Соответствующая запись в трудовой книжке.
Релокационный пакет
Статья 169 ТК РФ обязывает работодателя возместить работнику расходы, связанные с переездом в другой регион. В обязательном порядке компенсируются:
- расходы на переезд сотрудника, членов его семьи и перевозку имущества;
- расходы по обустройству на новом месте жительства.
Однако многие компании, заинтересованные создать максимально комфортные условия для новых сотрудников, расширяют этот список. Так, в релокационный пакет обычно включают:
- помощь в подборе жилья;
- помощь с записью детей в детский сад или школу.
Также может предоставляться помощь с трудоустройством супруга или супруги, оформление ДМС для всех членов семьи и другие бонусы.
Адаптация сотрудников после релокации
Переезд в другой город или в другую страну — это переломный момент в жизни. Поэтому человека, который решился на релокейт, нужно не только переместить из точки А в точку Б, но и помочь «прижиться» на новом месте. Сложности могут возникнуть в самых неожиданных ситуациях. Антон — Performance QA в крупной геймдев-студии, которая объявила срочную релокацию в феврале прошлого года. Вместе с семьей Антон переехал в Литву, при этом он впервые в жизни оказался в европейском государстве:
— Есть один момент, непривычный для тех, кто переехал из России. Здесь большинство сервисов работает с 9 до 6. Время людей ценится выше, да и стоит оно дороже. Поэтому многие вещи невозможно сделать без отрыва от работы, после окончания рабочего дня. Нужные инстанции надо успеть посетить в обеденный перерыв.
Оптимальный вариант для работодателя: заранее оповещать сотрудников о подобных неожиданностях и быть готовыми, что сотрудник не сможет сразу работать в прежнем режиме полный день.
Ирина Денисова,
IT HR в компании Innovative People
Релоцированный новичок должен адаптироваться не только к компании, коллективу и корпоративной культуре, но и к чужому городу со своим ритмом жизни и инфраструктурой. Поэтому ему требуется чуть больше внимания, чем местному жителю.
Иногда человеку может быть действительно сложно на новом месте. Важно, чтобы работодатель поддерживал его, а не бросал на произвол судьбы. В период переезда и адаптации наши эйчары всегда находятся на связи с новым сотрудником. Мы консультируем его по любым бытовым вопросам — от работы городского транспорта до выбора сервиса доставки продуктов. Регулярно проводим неформальные беседы, чтобы найти и решить проблемы, поддержать коллегу и снять его внутреннее напряжение.
Разумеется, кроме помощи в адаптации в чужой стране, необходимо проводить онбординг сотрудника. Релоканта нужно познакомить с новым коллективом, отслеживать его адаптацию на рабочем месте, оказывать своевременную поддержку — так же, как и в случае трудоустройства любого другого сотрудника.
Ускорить адаптацию сотрудников и снять нагрузку с HR-отдела поможет Mirapolis Onboarding — готовое решение, полностью автоматизирующее процесс адаптации сотрудников. В Mirapolis можно составить план адаптации для позиции или отдельного сотрудника, распределить роли участников, автоматически вести мониторинг прохождения адаптации и собирать аналитику.
Читайте также: Эффективная адаптация персонала – как ее проводить и что это даст компании
Проблема с налогами
В случае с перемещением сотрудников внутри страны этот вопрос неактуален, а вот для релокации за рубеж он важен. Дело в том, что человек, который 183 календарных в течение года дня живет в другой стране, перестает быть резидентом России и становится резидентом страны пребывания. Следовательно, налоги он должен платить там. При этом, если работник получает доходы от российской компании (и вообще любые доходы «российского происхождения» ) — он должен заплатить налоги в РФ. Разница огромная: для резидента налог с зарплаты составляет 13 %, а для нерезидента — 30 %. И здесь релокация может стать серьезным преимуществом в сравнении с популярным сейчас фрилансом: если компания укажет в качестве места работы своего сотрудника не Россию, а ту страну, где он пребывает — платить повышенный налог ему не придется.
Кстати, в 2022 году в российской Госдуме активно обсуждали возможность увеличить налоговые выплаты для тех, кто покинул страну, и отменить для них все налоговые льготы. Однако пока «драконовские меры» решили не вводить.
Никита Бабенко,
Основатель компании BabenkoTravel
Мы помогали релоцировать компанию с 10 сотрудниками. Они выбрали Парагвай, потому что, во-первых, в Латинской Америке рынок составляет 600 млн населения, во-вторых, в Парагвае самый низкий налог по сравнению со всей Латинской Америкой. А если доход поступает из других стран (в том числе из России), то он не облагается налогом.
Чтобы открыть компанию в Парагвае, генеральный директор должен получить ВНЖ. Это сделать несложно. Основная трудность: большинство банков разрешают пользоваться их расчетными счетами только через 6 месяцев. Но из этой ситуации есть выход. Можно заранее открыть компанию с долей в 50 процентов с человеком, у которого уже есть гражданство Парагвая. И делать отчисления в течение 6 месяцев. После того как генеральный директор приезжает в Парагвай и открывает ВНЖ, второй учредитель выходит из вашей организации, и директор становится обладателем 100 % акций.
Выводы
Релокация поможет привлечь и удержать ценные кадры. Тем более, что статистика показывает: отток специалистов будет продолжаться. Проведенный этой осенью опрос HR-холдинга Ventra показал: в 2023 отъезд запланировали еще 25 % IT-специалистов. А это значит, что в скором времени из-за рубежа будет работать уже не каждый шестой, а каждый третий айтишник. И HR-командам придется адаптироваться к новой реальности.
В этом плане усилия компаний укладываются в один из трендов и приоритетов этого года. Подробно о главных HR-трендах в 2023-м мы писали в отдельной статье в нашем блоге: обратите внимание, это важно знать для работы.