Почему многие команды не торопятся возвращаться с удаленки в офисы, почему все больше компаний задумывается о введении корпоративных пенсионных программ и почему Google больше не оценивает эффективность сотрудников — рассказываем в подборке главных HR-новостей августа.
На бесполезных сотрудников жалуется большая часть руководителей российских компаний
Согласно результатам исследования Работа.ру — сервиса по поиску работы и сотрудников, — 53% работодателей России признали, что в их компаниях есть бесполезные работники. Опрос проводился в июле 2023 года, и в нем приняли участие более трехсот представителей российских компаний из разных регионов. Среди них руководители, рекрутеры, HR-директора и специалисты.
39% опрошенных сообщили, что бесполезных сотрудников в их компаниях не так уж много, а 14%, наоборот, отметили их большое количество. При этом принимать какие-либо меры, направленные на борьбу с ними, не планируют 32% руководителей.
Некоторые, впрочем, проводят мотивирующие беседы, а на увольнение решаются 26% респондентов. Иные работодатели сообщили, что готовы составлять индивидуальный план работы и развития сотрудников, а другие стараются обнаружить причину недостаточной мотивированности специалистов и избавиться от нее. 13% руководителей понижают заработную плату и отказываются от выплаты премий. 11% — переводят бесполезного работника на другую, более низкую, должность.
Часто сотрудников, не приносящих пользу, не увольняют по причине их знакомства или дружбы с руководством компании. На это пожаловались 24% опрошенных. 33% сообщили, что работник трудится в компании много лет, и это тоже является сложностью. Еще большему количеству участников опроса кажется трудным просто доказать, что сотрудник бесполезен для компании.
Руководители 21% компаний сообщили, что готовы вложить средства в повышение квалификации и обучение таких работников. 40 работодателей в целях повышения мотивации специалистов стараются ставить перед ними новые цели. Около 20% опрошенных разговаривают с работниками, чтобы объяснить ценность их труда. А примерно 30% респондентов заявили, что никаких действий для борьбы с бесполезностью работников не предпринимают.
40% сотрудников, работающих на удаленке, предпочтут уволиться, чем вернуться в офис
SuperJob — сервис поиска хорошо оплачиваемой работы — выяснил, что 40% россиян лучше уволятся из компании, чем вернутся в офис после удаленки. В опросе поучаствовали 1600 человек, которые работают на условиях полностью или частично из дома.
Так категорично настроены не все. 37% сотрудников спокойно вернутся в офис, если работодатель решит отменить удаленный или гибридный график работы. А 23% не готовы ответить на вопрос сразу — сначала они попытаются обговорить условия возвращения.
Отказаться от гибридного графика респондентам кажется легче. Половина опрошенных готова снова приходить на рабочее место каждый день. Полная удаленка затягивает работников сильнее, 64% участников опроса скорее расстанутся с компанией, чем с удобными условиями работы.
Согласиться на увольнение, но не отказаться от удаленки, больше остальных готовы бухгалтеры, рекрутеры, IT-специалисты, конструкторы и инженеры-проектировщики, администраторы сайтов, специалисты техподдержки.
Женщины более предпочитают удаленку, чем мужчины, часто потому, что дома можно не выпускать детей из виду. 53% женщин твердо настроены работать из дома, тогда как мужчин, отстаивающих это право, только 31%.
Профессии будущего в видении нейросети
Нейропилот, специалист в сфере кибербезопасности и цифровой лингвист будут востребованными профессиями в недалеком будущем. С таким прогнозом выступила нейросеть Notion AI, к которой обратился портал hh.ru. В качестве промта, или заявки для генерации, использовали текст «Рейтинг наиболее перспективных и востребованных специальностей в России в ближайшем будущем», так что ИИ не только назвал конкретные профессии, но и определил степень их вероятности.
Нейропилот
Эту профессию нейросеть считает наиболее реальной. Специалист будет управлять дроном силой мысли и сможет направить его под землю, в космос или в глубины океана. Для профессионала важны самоконтроль и устойчивость к стрессам.
Специалист в сфере кибербезопасности
Это также крайне востребованная специальность будущего по версии нейросети. Такие специалисты борются с кибертеррористическими атаками и предотвращают преступления в интернете. Раскрытие данных сейчас не редкость, атаки киберпреступников направлены на крупные компании, органы власти, финансовые структуры, поэтому сфера кибербезопасности будет развиваться.
Рециклинг-технолог
Задачей специалиста по переработке отходов является работа над новыми технологиями, которые смогли бы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, позволили бы перерабатывать многие материалы или повторно их использовать, сократить количество отходов. Рециклинг-технолог — это эколог, инженер и химик одновременно.
Биомиметик (бионик)
Биомиметика связана с робототехникой. Специалисты постараются брать лучшее от природы и вдохновляться натуральными материалами. На их основе биомиметики создают искусственные аналоги, которые можно использовать в архитектуре, машиностроении, медицине и других областях.
Цифровой лингвист
Такой специалист должен быть грамотным и уметь мыслить системно. Цифровой лингвист сводит техническую и гуманитарную составляющую в одно целое, а в итоге мы получаем голосового помощника и легко пользуемся интернет-переводчиком.
Медиаполицейский
Не обязательно такая профессия станет самостоятельной, скорее всего обязанности медиаполицейского будут исполнять сотрудники органов правопорядка. В число этих обязанностей войдут борьба с пиратами, кибербуллингом, сталкерингом, экстремизмом.
Специалист по этичному использованию результатов работы ИИ
Нейроэтика вызывает вопросы уже сейчас. Насколько законно и правильно использовать персональные данные и интеллектуальную собственность. Искусственный интеллект будет развиваться, и вопросов станет больше. Специалисту необходимо разбираться в IT-праве и психологии, ориентироваться в нормативной документации и алгоритмах ИИ, иметь понятие об этических нормах.
Google сменил тактику и больше не оценивает эффективность сотрудников
Компания Google ранее использовала инструмент оповещения сотрудников о том, что они недостаточно продуктивны. С такими работниками проводились специальные беседы, направленные на повышение самоотдачи и эффективности. Теперь руководство приняло решение, что такие беседы больше не нужны. Об этом сообщила Фиона Циккони, директор по персоналу компании Google.
Беседы являлись одним из способов оценки сотрудников. До 6% штата могло попасть в число низкопроизводительных. В случае, когда беседа не давала результатов, перед работником ставилась конкретная цель. Если же и такая мера оказывалась неэффективной, сотрудника ждало увольнение.
Система оценки, а также беседы вызывали нарекания и недовольство многих. Работники полагали, что таким образом менеджеры могут мстить или манипулировать. Однако отмену бесед сотрудники также восприняли неоднозначно. Ведь сам факт применения меры по повышению продуктивности хоть и ставил человека в положение заклейменного, но показывал, каких перемен от него ждут, и давал надежду.
Вместо бесед, которые компания отменила из-за недовольства работников, менеджеры станут говорить о наболевшем на ежеквартальных встречах с сотрудниками.
Руководители ответили на вопросы о преимуществах и недостатках удаленки
В середине лета 2023 года РБК Pro и ProductStar провели масштабный опрос среди директоров и сотрудников компаний о плюсах и минусах удаленной работы.
Выяснилось, что плюсом такого формата работы опрошенные считают легкость планирования рабочих процессов и отсутствие привязки к определенному месту. Руководители также отметили, что преимуществами удаленной работы являются: сокращение затрат на офисное помещение, сотрудничество с работниками из отдаленных регионов и мотивация персонала.
Среди минусов респонденты назвали невозможность достаточно хорошо контролировать работу команды, растворение работы в личной жизни, потерю командного духа и недостаточно хорошую коммуникацию. Некоторые убеждены, что работать продуктивно можно только в офисе, где соблюдается жесткая дисциплина, а удаленный формат подходит только ответственным и самоорганизованным людям.
Неэффективной удаленку считает меньшинство опрошенный – 31%. 51% руководителей удаленный формат поддерживает. Остальные предпочли выбрать «другое». Вопрос, зависит ли мотивация от формата работы, вызвал у большинства отрицательный ответ. Больше 70% сотрудников и руководителей полагают, что важнее навыки. Большая часть крупных компаний сейчас предпочитает предлагать гибридный формат работы.
Чтобы решать возникающие проблемы и повышать мотивацию сотрудников руководители поддерживают или предлагают обучение на онлайн-платформах, поощряют достижения работников и устраивают удаленные мероприятия для подъема командного духа.
Треть компаний России внедрила корпоративные пенсионные программы
У 33% российских компаний есть КПП (корпоративные пенсионные программы), выяснилось в ходе исследования. Большинство ввели такие программы еще около 15 лет назад. Внедрить КПП в ближайшее время планируют 19% компаний, остальные об этом не задумываются.
Для большинства компаний такие программы администрирует негосударственный пенсионный фонд, иные обращаются в российскую страховую компанию или применяют смешанный тип.
85% опрошенных сообщили, что их сотрудникам нравится возможность участия в такой программе. Более половины считают, что вскоре КПП станут более популярными и приобретут множество участников. На данный момент работники большей части компаний не могут самостоятельно решать, куда инвестировать пенсионные накопления.
Нередко на получение выплат претендуют сотрудники, проработавшие в компании больше пяти лет, в других компаниях выплаты доступны всем сотрудникам, исключая иностранцев. Средний возраст для участников подобных программ составляет 35-50 лет.
Руководители нечасто стараются применять льготы для сотрудников старшего возраста, однако если дефицит рабочей силы будет расти, они предпочтут находить более привлекательные условия труда.