Moodle – одна из популярных систем управления электронным образованием. Сейчас в мире насчитывается более миллиона ресурсов, которые работают с ней. К возможностям системы присматриваются и компании для обучения своих сотрудников – в первую очередь из-за ее бесплатной модели работы. Но насколько эффективной и удобной будет эта система для бизнеса? Давайте разбираться.
Что такое Moodle, основные преимущества
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это веб-система для организации дистанционного обучения и управления им, которая была запущена в 2001 году. Она находится в открытом доступе: ее можно скачать с официального сайта и установить на свой компьютер. Система поддерживает более 120 языков, в том числе русский.
Установочный пакет Moodle состоит из трех элементов:
- Код Moodle, который загружается на веб-сервер.
- База данных, управляемая MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server, MariaDB или Oracle.
- Хранилище для загруженных и сгенерированных файлов.
Все три части могут работать как на одном сервере, так и на нескольких для распределения нагрузки.
Ознакомиться с возможностями Moodle можно с помощью облачной демоверсии системы. Здесь достаточно пройти простую регистрацию и выбрать роль (учитель, ученик, администратор). Через некоторое время вам будет доступна панель управления с базовыми функциями: создание и проведение курсов, просмотр успеваемости и активности, общение с другими пользователями.
Как система взаимодействия между учителями и учениками, Moodle решает следующие задачи:
- создание и управление дистанционным курсом;
- управление пользователями внутри курса;
- дифференцированный доступ для участников образовательного портала;
- отслеживание выполнения учебных элементов – как учителем, так и учениками;
- публикация учебных материалов различного формата: графики, тексты, аудио, видео.
Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования.
Самое главное преимущество, на которое сразу обращают внимание потенциальные пользователи, – бесплатное использование Moodle. Система работает по схеме оpen source – открытого исходного кода. За счет этого обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули в среде Moodle – сейчас таковых насчитывается около 1500. Например:
- модули видеоконференций;
- аудио- и видеочаты;
- плагин для добавления вопросов, комментариев и замечаний учебным материалам в PDF-документ;
- мотивационные модули;
- интерактивные отчеты по учебному плану;
- массовая рассылка сообщений;
- электронное портфолио.
За счет бесплатной версии и гибкости настроек Moodle активно используется в вузах и колледжах, а также репетиторами для персонального обучения и создания дистанционных курсов.
Что можно делать в системе Moodle
Став администратором в Moodle, вы можете выполнять следующие функции:
- создавать курс и управлять им;
- добавлять учеников;
- оценивать успеваемость;
- отслеживать прогресс учащихся;
- разграничивать доступ к учебным материалам и блокам курса.
Рассмотрим основные возможности Moodle подробнее.
Создание и управление курсом
Учебный курс в Moodle, который создается через встроенный редактор, может состоять из нескольких элементов. К примеру, самый простой и распространенный – это лекции, задания и тесты. В систему загружается обучающий контент, из которого формируются лекции. Это могут быть текстовые файлы в формате PDF, XLS, а также видео, фото, презентации и аудио.
Вот так, к примеру, выглядит форма создания курса:
Для заданий администратор может использовать кейсы, в которых моделируется рабочая ситуация, а обучающийся дает развернутый ответ.
Курсы формируются в системе в режиме редактирования. В зависимости от задач они наполняются разными элементами, каждый из которых имеет свои настройки. Помимо лекций это могут быть вебинары, семинары, тренинги. Во время семинара, к примеру, можно организовать тестирование или дать обучающимся задание.
Если у вас есть опыт работы с редакторами курсов (Articulate Storyline, Courselab, Easygenerator, Ispring Suite или QuizMaker), вы можете собрать и загрузить в Moodle SCORM-архив – готовый для изучения пакет файлов. Система поддерживает форматы SCORM, AICC и IMS, LTI, для xAPI нужен плагин (например, Logstore API).
Среди учебных элементов есть еще вики-статьи, глоссарий, форумы, чаты. Вики – коллекция веб-документов, которые ученики создают совместно. По сути, это веб-страница, которую каждый в вашем классе может создать прямо в браузере без необходимых знаний HTML.
Глоссарий в Moodle можно создавать, искать или просматривать в разных форматах. Все записи разбиваются по категориям. А в лекциях термины, которые находятся в глоссарии, будут автоматически выделены ссылками.
Анкетирование и тестирование
Провести аттестацию, собрать обратную связь по обучению или узнать мнение большинства по какому-то решению можно в системе с помощью опросов и анкетирования. Оба элемента встроены в систему – анкеты собираются с готовыми вопросами, а опросы составляет администратор.
Moodle позволяет организовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Как правило, администраторы пользуются двумя распространенными сценариями:
- выделение группы – создается контент для каждой группы;
- ограничение доступа к элементу – если вы не прошли тест по теме 1, вам не дадут доступ к материалам темы 2.
Аналитика в Moodle
Встроенная система аналитики формирует отчеты, которые показывают уровень активности пользователей платформы: сколько человек просмотрели курсы, какие оставили комментарии. К сожалению, выгружать отчеты для дальнейшего изучения нельзя: статистика просматривается только в системе.
Основные аналитические функции можно расширить за счет плагинов. В частности:
- My Feedback – отчеты в виде таблиц;
- Overview Statistics – отчеты в виде графиков;
- Device Analytics – отчет по пользовательским устройствам;
- Monitoring Learning Plans – статистика по шаблонам учебных планов;
- Events Graphic Reports – статистика событий.
Интеграция с другими сервисами
К системе Moodle можно подключить CRM. Для этого в системе предусмотрены плагины Arlo и Edwiser Bridge, которые подключают все необходимое для eCommerce: продажу онлайн-курсов, интеграцию с WordPress и прочее.
Управляется Moodle и через официальное мобильное приложение. С его помощью вы можете:
- просматривать содержание курсов, даже когда вы не в Сети;
- получать уведомления о событиях курса (сообщениях, пройденных тестах и прочем);
- быстро связаться с участниками курса;
- загрузить контент;
- отслеживать свой прогресс, просматривать планы обучения и оценки.
Недостатки Moodle
При всей своей многофункциональности у Moodle есть ряд существенных недостатков:
- Чтобы организовать обучение и создать полноценные курсы, систему необходимо установить. Для этого потребуется сервер или хостинг, доменное имя и прочее. Если вы не обладаете нужными знаниями и опытом, придется нанимать IT-специалиста. В итоге настройка сервиса становится дорогостоящей задачей.
- Moodle требовательна к серверу. Бесплатный хостинг позволяет устанавливать только старые версии системы. К тому же сервис потребляет немало ресурсов, что увеличивает финансовые затраты.
- Несмотря на частые обновления, у Moodle довольно устаревший, не дружественный к пользователю интерфейс. Хотите сделать управление курсами более удобным – придется отдельно настраивать всю систему.
- Moodle – большая система с обилием функций, часть из которых попросту не используется. А убрать их можно только с помощью программистов. И то не все.
- Если у вас нет минимального опыта управления СДО, Moodle потребует долгого и серьезного изучения. Разобраться с ходу в обилии разделов, вложений и форм здесь не получится. Такой метод, как «давай запустим, а потом разберемся», не сработает.
- Система ориентируется больше на вузы, колледжи и другие образовательные учреждения. Большинство плагинов создаются именно под образование. Для коммерческой сферы у Moodle не хватает гибкости и масштабируемости. Чтобы интегрировать систему с нужными бизнесу решениями, придется приложить немало усилий и привлечь опытных специалистов.
- Инструменты аналитики есть, но они не дают большой глубины и охвата для задач бизнеса.
- Moodle не выдает сертификаты о прохождении курса.
Когда за деньги лучше
Когда необходимо быстро, качественно и просто организовать обучение в компании. Здесь гораздо эффективнее окажется платная СДО – такая, как Mirapolis LMS. Рассмотрим важнейшие преимущества системы для бизнес-сектора:
- Mirapolis LMS – российский продукт, ориентированный на отечественного пользователя и крупномасштабные проекты среднего и крупного бизнеса в плане функциональности, нагрузок на систему и поддержки пользователей.
- Быстро внедряется и гибко настраивается под задачи клиента.
- Не нужно устанавливать – СДО без лишних усилий запускается в облаке. Если вам важна безопасность, с облачным сервером проблем не возникнет. А команда сервиса окажет необходимую поддержку.
- Система отличается интуитивно понятным и современным интерфейсом, для изучения которого не потребуется много времени.
- Продукт постоянно бесплатно обновляется с учетом современных тенденций в управлении персоналом. Техподдержка включена в стоимость лицензии.
- Руководители вовлечены в обучение своих подчиненных, они могут его назначить и отредактировать, узнать результаты обучения по каждому сотруднику.
- Можно назначить план адаптации новичку и контролировать процесс прохождения, новый сотрудник сможет ознакомиться с материалами о компании в специальном разделе.
- Можно проводить регулярное автоматическое тестирование и аттестацию, с подробными отчетами о результатах. Тесты и опросы легко сформировать в конструкторе СДО, не привлекая сторонние плагины.
- Вовлекать в обучение с помощью инструментов геймификации, таких как игровая валюта, опыт, уровни, звания и рейтинги, доска почета и достижения, магазин товаров.
- Развивать компетенции сотрудников благодаря полноценной базе знаний с направлениями обучения и автоматически назначать обучение в соответствии с должностью, стажем и другими параметрами.
- Система Mirapolis LMS растет вместе с клиентом. Появилось желание подключить корпоративный портал, адаптацию или оценку компетенций – нет ничего проще, все данные о сотрудниках будут в одной системе.
Заключение
По набору функций и бесплатной схеме распространения система управления обучением Moodle оптимально подходит для вузов и компаний с небольшим бюджетом. С ее помощью преподаватели могут вести отчеты и следить за успеваемостью студентов, планировать тесты на несколько месяцев вперед, организовывать групповую работу. Малый бизнес и стартапы могут в Moodle создавать быстрые курсы для освоения профессиональных навыков: по работе с клиентами, финансовому планированию, менеджменту предприятия и прочему.
Но для среднего и крупного бизнеса возможностей Moodle недостаточно. Система не подходит для быстрого внедрения: чтобы освоить ее неподготовленным пользователям, потребуется время. Для установки Moodle нужен сервер, – средняя стоимость оборудования для сервера около 140 000 рублей. Так как Moodle не оказывает техподдержки, для обслуживания сервера придется нанимать IT-специалиста и платить ему зарплату.
Можно обойтись без оборудования и воспользоваться виртуальным сервером для бизнеса, но его покупка и обслуживание в среднем обойдутся в 1800 долларов в месяц.
При таком раскладе бесплатная СДО потребует значительных финансовых расходов.