Россияне предпочитают годами не менять работу, если их устраивают условия и атмосфера в коллективе. Но, возможно, им придется искать новую занятость, так как в ближайшие 10 лет рынок труда в России сильно изменится из-за технологий. Рассказываем подробнее в подборке новостей августа.
Соискатели объяснили, почему не указывают зарплатные ожидания
22% россиян намерено не пишут уровень желаемой зарплаты в резюме, выяснили исследователи сервиса Работа.ру .Каждый четвертый потенциальный работник (25%) предпочитает обсуждать уровень оплаты труда при очной встрече. 40% тех, кто не готов сразу обозначать свои ожидания, уверены, что зарплата должна зависеть от условий и объемов работы, а 28% не указывают конкретную цифру в надежде, что работодатель предложит большую сумму.
Остальные ответы тех, кто не пишет желаемую зарплату в резюме, распределились так:
- 13% не знают уровень зарплаты в компании, столько же (13%) думают, что так удобнее.
- 9% таким образом намереваются привлечь работодателей.
- 7% обычно принимают условия компании.
- 4% уверены, что зарплата — не главное.
- По 3% претендуют на работу в разных городах или готовы согласиться на низкий оклад с перспективой роста.
Большинство работодателей, которые используют в вакансиях формулировку «ЗП по договоренности», рассчитывают поторговаться с кандидатом во время переговоров.
- 80% используют эту фразу, если принимают решение о зарплате по итогам собеседования.
- 53% таким образом изучают зарплатные ожидания соискателей, чтобы составить конкурентное предложение.
- Каждый пятый работодатель (20%) использует эту фразу при сдельной или бонусной форме оплаты труда.
- 16% таким образом рассчитывает привлечь соискателей.
- 13% за этой формулировкой скрывают размер зарплаты от действующих сотрудников компании и конкурентов.
- По 11% респондентов так экономят средства, или же у них в компании оплата ниже средней по рынку.
- 9% просто не знают сколько платить за работу.
Почти четверть россиян работают на одном месте более 10 лет
Даже не афишируя зарплат, кажется, российские работодатели и компании вполне успешно находят друг друга. Так, 61% россиян признались, что их устраивают работодатели, а 23%, как оказалось, не меняли работу уже больше 10 лет. К таким выводам по результатам собственного опроса пришли аналитики сервиса Авито Работа.
Выяснилось, что в среднем стаж работы россиянина в одной компании составляет 5,5 лет.
- 7-10 лет работают на одном месте 11% опрошенных.
- 5-7 лет — 14%.
- 3-4 года — 18%.
- До трех лет в организации провели 17% работающих россиян.
- Менее одного года — 17%.
Дольше других задерживаются в одной компании работники сфер образования и науки (7,1 года), бухгалтерии и финансов (6,8 лет), медицины (6,1 года), производства и промышленности (6 лет). Чуть меньше на одном месте работают ИT-специалисты и представители автомобильного бизнеса (по 4,7 лет в каждом), искусства и развлечений (4,7 года), юриспруденции (4,8 года), традиционной торговли (5 лет).
Чаще всего текущим местом работы довольны сотрудники из IT-сферы, специалисты маркетинга, рекламы и PR, сферы красоты (по 70% в каждом), а также работники индустрий искусств и развлечений и онлайн-торговли (по 67%).
Причины, по которым россияне готовы оставаться на текущем месте работы, распределились так:
- условия труда и комфорт — 38%;
- коллектив и атмосфера — 38%;
- гибкий график работы — 35%;
- надежность компании, стабильность — 32%;
- уровень заработной платы и бонусы — 31%;
- местоположение офиса — 28%;
- интересные задачи и проекты — 17%;
- руководство и менеджмент — 17%;
- возможности для профессионального роста и обучения — 17%;
- социальные гарантии и льготы (ДМС, компенсация обедов и др.) — 15%;
- корпоративная культура и ценности — 9%.
Только 10% россиян отметили, что планируют сменить место работы в ближайший год. Так чаще других отвечали респонденты в возрасте 25-34 лет (13%) и 18-24 лет (12%). Точно не собираются менять работу в ближайший год 45% респондентов (можно выдохнуть).
Российские компании больше инвестируют в онбординг из-за текучести кадров
Работодатели стали уделять больше внимания интеграции новых сотрудников в коллектив. Для этого российские компании все чаще обращаются за помощью к кадровым и консалтинговым агентствам. Об этом свидетельствуют результаты опроса HeadHunter и собранные изданием «КоммерсантЪ» комментарии консалтинговых компаний.
По данным опроса, онбординг, или программа адаптации новичков, успешно действует в 57% компаний. При этом большинство из них (35%) внедрили программу лишь в последние три года.
Важнейшими элементами онбординга работодатели считают грамотную организацию рабочего расписания и информирование сотрудников о внутреннем распорядке компании (76%). 69% компаний активно используют систему менторства, у 40% наставниками становятся сотрудники, которые изъявили такое желание.
Читайте также: Зачем компании наставники.
Как следует из опроса, индивидуальные встречи с новичками проводятся в 59% компаний, а 39% работодателей используют презентации или видео о компании для ознакомления новых сотрудников с ее историей и ценностями.
В технологически продвинутых компаниях создаются специальные порталы или приложения для новичков, а также гайды и списки терминов, которые помогают быстрее освоиться на новом месте. Многие компании также используют для адаптации новичков готовые цифровые решения, такие как Mirapolis Onboarding.
Компании, внедрившие онбординг, отмечают, что новые сотрудники стали совершать меньше ошибок в работе (67% опрошенных), текучесть кадров снизилась (63%), уменьшился хаос в рабочих процессах (45%), улучшилась атмосфера в коллективе (46%). 41% работодателей указал на повышение эффективности бизнес-процессов благодаря адаптации новичков.
Самая честная измеряемая метрика — классическая оценка текучести на испытательном сроке. Безусловно, крайне важна и обратная связь и от самого нового сотрудника, и от его коллег и руководителя, но это уже не статистические данные, а материал для более глубокого анализа,
— отмечает HR-бизнес-партнер аутсорсинговой компании «Северсталь — Центр единого сервиса» Яна Шайдецкая.
Технологии вытеснят с рынка финансистов и страхователей, прогнозируют в РАН
К 2035 году экономика в России будет расти, а численность занятых в таких сферах, как финансы и страхование — сокращаться, считают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования Российский академии наук (ИНП РАН). Одним из самых важных направлений к этому времени станет рост эффективности использования трудовых ресурсов, считают эксперты.
Все дело в том, что основные проблемы рынка труда связаны не с его демографическими характеристиками и физической нехваткой кадров, а с уровнем образования и квалификации работников, утверждают экономисты из ИНП РАН.
Так, даже при инерционном сценарии среднегодовые темпы роста экономики РФ в течение 2021–2035 годов составят 2%, а численность занятого населения к 2035 году составит 95% от уровня 2021 года.
Наибольшие темпы роста производительности на фоне внедрения новых технологий будут в финансах и страховании, сказано в статье. По прогнозам экспертов, численность занятых в этой сфере к 2035 году сократится на 21% от уровня 2021-го. В торговле — на 10%, в связи и коммуникациях — на 5%, в сельском хозяйстве — на 18%.
При этом прирост численности занятых будет в строительстве, других общественных, социальных и предпринимательских услугах, сказано в статье.