Россияне хотели бы, чтобы их работодатели задумались о бесплатных обедах, компенсации транспортных расходов и толковых пенсионных программах. Впрочем, это зависит от сферы. И, кажется, работодателям стоит прислушаться: ведь четверть сотрудников признались, что хоть раз в жизни покидали компанию раньше окончания испытательного срока, а почти половина кандидатов вовсе игнорирует звонки рекрутеров после отклика на вакансии. Рассказываем об этом подробнее в подборке главных HR-новостей апреля.
Две трети российских компаний увеличивают зарплаты после испытательного срока
Более 65% работодателей повышают заработную плату сотрудников после успешного прохождения ими испытательного срока, и средний размер прибавки составляет 19%, выяснили в исследовательском центре сервиса SuperJob. Компаний, практикующих увеличение выплат после завершения испытательного срока, стало чуть меньше, чем 1,5 года назад, но их по-прежнему большинство.
Формально разница зарплат до и после испытательного нарушает законодательство. Но при этом допустимо легализовать повышение, оформив дополнительное соглашение к трудовому договору. Основанием по нему для повышения зарплаты может быть поручение более сложной работы, получение документов о присвоении разряда или категории, перевод сотрудника на полный рабочий день либо на другую должность и так далее.
Для работодателей такая практика оправдана, ведь каждый четвертый россиянин утверждает, что увольнялся до завершения испытательного срока по своей инициативе. Еще 7% признались, что их увольняли на испытательном работодатели. В SuperJob отметили, что одна из причин, по которым сотрудники покидают компанию в первые три месяца работы — лукавство работодателей с зарплатой.
41% сотрудников считают себя эффективнее коллег
Сервис «Работа.ру» узнал, как россияне оценивают свою эффективность. Так, по мнению 21% опрошенных, они быстро и качественно выполняют задачи, превосходя ожидания руководителя и коллег, а 41% уверяет, что работает лучше остальных.
Чаще всего свою эффективность как высокую оценивают люди старше 55 лет (23%). Интересно, что в целом положительно оценивают результаты своего труда сотрудники двух полярных возрастных групп: младше 24 лет и старше 55. По оценке таких респондентов, они хорошо справляются с заданиями и активно участвуют в работе в команде.
22% опрошенных отметили, что их эффективность, скорее, находится на среднем уровне, но они видят потенциал для собственного роста. Среди тех, кто выбрал этот вариант ответа, больше всего людей в возрасте от 25 до 29 лет (34%).
И только 3% участников исследования признали свою низкую эффективность — так чаще всего отвечали россияне в возрасте от 25 до 29 лет. Они отмечают трудности в управлении временем и приоритетами, но стараются совершенствоваться.
С помощью чего россияне измеряют свою эффективность? Чаще всего… на глаз. И это не шутка. 43% работников российских компаний ответили, что они просто видят, что хорошо работают. Но все же 41% участников исследования для измерения собственной эффективности предпочитают сверяться с установленными показателями.
35% опрошенных для понимания своего вклада сравнивают результаты работы с итогами прошлого отчетного периода, а 27% просят руководителя дать обратную связь. 21% респондентов обычно оценивают, какой процент прибыли их работа приносит организации, и 16% спрашивают об оценке коллег.
Насколько же работники, по их оценкам, хороши? 6% опрошенных готовы назвать себя самым эффективным членом команды. 41% участников исследования считают, что они продуктивнее большинства коллег. Но большинство — 46% уверены, что вся их команда работает примерно одинаково.
45% россиян задумывались о том, что их профессия в будущем исчезнет
9% работников российских компаний постоянно думают, что их профессия в будущем перестанет существовать, а 15% переживают об этом время от времени. К таким выводам пришли в ходе совместного исследования сервисы Работа.ру и СберПодбор.
Чаще других о том, что их профессия может исчезнуть, думают специалисты из сферы IT (19%). Время от времени также задумываются о такой вероятности профессионалы в сферах образования (22%) и производства (17%).
Специалисты в области медицины (80%), строительства (72%) и производства (61%), напротив, уверены, что их профессии будут востребованы всегда.
Любопытно, что 12% опрошенных уже проходят обучение для освоения новой сферы деятельности. Этот ответ чаще выбирали мужчины (14%), чем женщины (9%). 29% респондентов в последнее время об этом думают, а 43% россиян лишь иногда возвращаются к этой мысли.
При этом 64% россиян уверены, что специалисты сферы информационных технологий будут самыми востребованными в ближайшие 10-20 лет. Робототехнику и машиностроение отметили 62% опрошенных, а 49% выделили новые материалы и нанотехнологии.
77% сотрудников российских компаний хотели бы сменить профессию на один день
Если не на ближайшие 10-20 лет, то хотя бы на день примерить новую профессию хотели бы абсолютное большинство россиян (77%). При этом женщины чаще мужчин хотели сменить вид деятельности — 76% и 68% соответственно, говорится в свежем исследовании сервисов по работе с самозанятыми «Подработка» и Работа.ру.
24% респондентов выбрали бы на день профессию флориста, 21% россиян с удовольствием стали бы актером или актрисой, а еще по 19% привлекает роль смотрителя в зоопарке и режиссура фильмов. 18% участников опроса хотели бы стать на день хозяином магазина со сладостями. Чаще за этот вариант голосовали женщины (19% против 9% мужчин).
16% россиян выбрали специальность тестировщика игр, 12% — программиста. Машинистом скоростного поезда хотели бы стать 10% респондентов. Эти варианты чаще выбирали мужчины.
Стать космонавтом на один день хотели бы 8% опрошенных. Работу футболиста выбрали 2% россиян, а хоккеиста — 1%. 16% респондентов выбрали вариант «Другое», где указали профессии мастера по рукоделию, библиотекаря в учебном заведении, воспитателя и стеклодува.
Среди причин, почему россияне выбрали эти профессии, больше половины опрошенных (55%) отметили, что им просто хотелось бы попробовать себя в новой сфере. Желают почувствовать себя другим человеком 46% респондентов. 19% участников исследования поделились, что это их мечты детства, а 12% планируют заработать много денег за один день. 2% опрошенных рассказали, что всегда хотели работать по этой специальности, но не получилось по состоянию здоровья.
Россияне рассказали, почему не отвечают на звонки работодателей
62% соискателей признали, что при отклике на вакансию ждут звонка от рекрутера или сообщения в мессенджере. Личные сообщения на рекрутинговых порталах просматривают меньше половины россиян (46%), почту читают 41%, выяснил сервис Работа.ру. 34% участников опроса для общения с будущим работодателем используют WhatsАpp, а 15% — Telegram. ВКонтакте интересен 3% опрошенных.
Дальше — интереснее. Несмотря на то, что кандидаты в большинстве ждут первого шага после отклика от рекрутера, лишь 57% россиян никогда не игнорировали сообщения и звонки потенциальных работодателей. А 43% сознательно не поднимали трубку и не читали переписку после отклика на вакансию.
Почему так?
Среди тех, кто игнорировал рекрутеров, 45% отметили, что им было неудобно говорить во время звонка. 37% россиян решили, что вакансия им не подходит, но не посчитали нужным написать об этом. В целом не принимают звонки от незнакомцев 24% участников опроса, а 15% признались, что рекрутеры сами игнорируют отклики, поэтому кандидаты считают, что могут вести себя также.
10% опрошенных забыли, что делились контактами, и не ждали звонка. Не отвечают незнакомцам в мессенджерах 7% респондентов, а 4% пропускают сообщения в соцсетях. 4% участников опроса вышли на другую работу, но не хотели признаваться в этом рекрутеру.
Сотрудники мечтают о бесплатных обедах, ДМС и фитнесе
Повышение зарплаты уже не всегда приоритетный пункт для сотрудника при смене работы. Для многих даже важнее бонусы, которые предлагает работодатель. К таким выводам пришли исследователи АО НПФ «Эволюция», которых цитируют «Известия».
В результате опроса выяснилось, что работники российских компаний помимо зарплаты хотели бы получать от работодателя бесплатное питание (41%), компенсацию транспортных расходов (39%) и участвовать в корпоративной пенсионной программе (23%).
Каждый пятый (20%) россиянин хотел бы, чтобы работодатель оплачивал полис добровольного медстрахования (ДМС) и корпоративный фитнес, а каждый шестой (17%) хотел бы получить в качестве бонуса оплату путевок в детские оздоровительные лагеря и санатории.
Еще 12% признались, что им не хватает обучения за счет компании и корпоративного тимбилдинга, мероприятий, направленных на сплочение коллектива (12%).
Мы спросили респондентов: если бы им предложили другую работу, но без существенного повышения зарплаты, какие из инструментов мотивации могли бы стать для них решающими. И опять же самыми востребованными оказались запросы на оплату питания, расходов на транспорт, медстраховку и корпоративную пенсию,
— отметила генеральный директор НПФ Елена Тетюнина.
При этом почти половина опрошенных (43%) призналась, что в ближайшее время планирует поменять работу и изучает предложения на рынке.
По данным аналитиков hh.ru, сегодня бенефиты для сотрудников предлагает всё больше российских компаний. Так, в 2023 году вакансий с ними было на 58% больше, чем годом ранее. При этом самыми популярными бонусами стали ДМС и возможности для ведения здорового образа жизни — такие бенефиты входили в 52% вакансий от компаний, которые включали в соцпакет хотя бы одно преимущество, связанное с корпоративным благополучием.
На втором месте были занятия фитнесом или йогой (18%) и гибкий или гибридный график (17,6%). А на последнем — критерий pet friendly, то есть лояльное отношение к питомцам работников (встречалось всего в 0,02% объявлений).
Читайте также: Мотивация сотрудников в организации: виды, цель, способы, как разработать систему нематериальной мотивации.
Как рассказала руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru Мария Игнатова, чаще всего бонусами своих сотрудников обеспечивают компании, работающие в сфере розничной торговли (21% вакансий с бенефитами), информационных технологий (15%) и финансов (11%). Кроме того, льготы распространены в сфере перевозок и логистики (6%); строительства и недвижимости (5%), услуг для бизнеса (5%), производства непищевых товаров народного потребления (4%), в нефтегазовых компаниях (3%), телекоммуникационных организациях (3%), в сфере медицины и фармацевтики (3%), у производителей продуктов питания (3%) и поставщиков услуг для населения (3%).
А среди отраслей, где бенефиты распространены менее всего, выделяются представители лесной промышленности, сферы ЖКХ, управления многопрофильными активами, НКО, а также предприятия культуры и искусства — здесь у работодателей вакансий с бонусами и льготами менее 1%.
По мнению опрошенных hh.ru компаний, главная задача соцпакетов — это в равной степени удержание сотрудников и повышение их лояльности и вовлеченности (по 60% ответов). 65% представителей компаний полагают, что бонусы должны способствовать повышению мотивации и производительности работников.
Почти половина (46%) российских организаций сегодня формирует пакет с фокусом на социальную поддержку и защиту сотрудников, 42% рассчитывают на привлечение наиболее квалифицированных соискателей, а 40% — на усиление HR-бренда компании. В каждой пятой компании (21%) соцпакет призван работать на снижение «выгорания» у сотрудников.
Читайте также: Как сделать премиальную систему объективной и мотивирующей.
В одной из ведущих IT-компаний России «Лаборатории Касперского» «Известиям» рассказали, что инвестирование в мотивацию сотрудников дает свои результаты. По результатам 2023 года в компании наблюдают снижение текучести кадров на 8 п.п. А уровень удовлетворенности сотрудников (eNPS) вырос до рекордной отметки за всю историю проведения исследования, что выше существующих бенчмарков по IT-отрасли в России.