Российские компании и их сотрудники словно живут в параллельных реальностях. Работодатели вкладывают рекордные суммы в адаптацию новичков — до 1,2 млн на одного сотрудника, но удержать кадры все равно не получается. Специалисты меняют работу каждые три года, а 65% сотрудников мечтают только о повышении зарплаты. Почему? Ответ кроется в новых трендах рынка труда.

10% россиян всегда стремятся быть лидером в команде

HR-специалисты или сами сотрудники выбирают роли в командах? Коммуникационное агентство LAMPA совместно с сервисом Работа.ру выявили интересные особенности командной работы в российских компаниях. Выяснилось, что большинство сотрудников ценят здоровую атмосферу: 59% респондентов умеют работать в команде и общаются со всеми коллегами на равных. При этом каждый десятый опрошенный (10%) всегда стремится к лидерской позиции. 

Интересно, что одинаковое количество сотрудников (по 13%) либо предпочитают быть исполнителями, либо выбирают полностью автономную работу. А вот тех, кто признается, что не умеет работать в команде, но хочет этому научиться, оказалось всего 4%.

Что касается рабочих разногласий, то здесь ситуация выглядит довольно позитивно: 53% россиян отмечают, что споры с коллегами возникают крайне редко. А если дискуссия все же начинается, то 63% стараются конструктивно выслушать все стороны, и только 15% готовы до конца отстаивать свою точку зрения.

Особенно показательно отношение к чужому мнению: 54% сотрудников регулярно прислушиваются к коллегам, а 35% учитывают мнение тех, кого считают профессионалами своего дела.

Умение «читать» людей оказалось важнее digital-навыков для HR-специалистов

Уметь «считывать» людей для HR-специалиста важнее, чем навык использования цифровых инструментов, считают российские работодатели. В то время как способность распознавать истинные намерения кандидатов ценят в 54% компаний, продвинутые цифровые навыки HR-специалистов оказались важны только для 6% опрошенных.

Масштабное исследование сервисов Работа.ру и СберПодбор показало, что больше всего работодатели ценят в HR-специалистах знание современных методов подбора персонала (61%) и умение проводить собеседования (59%). При этом каждая пятая компания (19%) ожидает от тех, кто управляет персоналом, владения всеми профессиональными навыками — от многозадачности (29%) до знания законодательства (19%) и методов мотивации (8%).

Интересно, что в профессиональном сообществе нет единого мнения об уровне компетенций HR-специалистов: 36% респондентов считают, что их коллеги не обладают всеми необходимыми навыками, а 35% уверены в обратном. Четверть опрошенных (25%) честно признались, что навыков не хватает всем, включая их самих.

В условиях кадрового дефицита ключевым для рекрутеров становится не только наличие навыков подбора и ведения персонала, но и автоматизация этих процессов. Внедрение технологий — это не просто тренд, а необходимость, которая позволяет компаниям сохранять конкурентоспособность,

— отмечает Александр Ветерков, заместитель генерального директора Работа.ру.

В российских компаниях назвали главные навыки HR-специалистов.
Больше всего от HR-специалистов ждут владения методами подбора персонала и навыков проведения собеседований.

Запрос на карьерный рост и высокие зарплаты побил четырехлетний рекорд

Сервис SuperJob выяснил, чего ждут от работы россияне в наступающем году. Результаты оказались рекордными для последних 4 лет — никогда еще сотрудники не были так настроены на карьерный рост, увеличение дохода и… снижение нагрузки.

Главная мечта большинства работающих россиян (65%) — рост зарплаты, причем женщины оказались более решительными в этом вопросе. О повышении дохода мечтают 68% сотрудниц против 62% их коллег-мужчин.

Интересно, что представительницы прекрасного пола чаще мужчин надеются на адекватность руководства, улучшение условий труда и снижение нагрузки. А вот сильный пол больше настроен на новые интересные задачи и признание заслуг.

Возраст тоже влияет на рабочие ожидания. Молодежь мечтает о продуктивных отношениях с начальством и интересных проектах, а сотрудники старше 45 лет делают ставку на стабильность и повышение зарплаты.

Каждый третий респондент (30%) рассчитывает на карьерный рост и стабильность, 28% надеются на адекватность руководства, а 22% ждут новых интересных задач. Улучшение условий труда волнует 21% опрошенных, расширение соцпакета — 18%. О снижении нагрузки мечтают 14%, а признания заслуг ждут 12% россиян.

Показательно, что только 6% работающих россиян не ждут от 2025 года никаких перемен. Эксперты отмечают: снижение запроса на стабильность — хороший знак. Это говорит о том, что все больше сотрудников уверены: работа будет, и ее будет много.

Россияне рассказали, чего они ждут от своих работодателей в 2025 году.
Вопрос: «Чего вы прежде всего ждете от своей работы в 2025 году?» (у респондентов была возможность выбрать не более 3 вариантов ответа).

Новый программист обходится компании дороже миллиона рублей

Более трех месяцев и свыше миллиона рублей — во столько обходится работодателю адаптация программиста к новому месту работы. При этом айтишники меняют компании каждые три года, что делает их самыми «дорогими» новичками на российском рынке труда.

А вот самыми экономичными для бизнеса оказались продавцы-консультанты: их адаптация стоит всего 70 тысяч рублей. На втором месте с конца — рабочие специальности: токарю требуется чуть больше месяца и 140 тысяч рублей, чтобы полноценно влиться в работу.

Такие данные получили аналитики SuperJob, изучив расходы российских компаний на адаптацию сотрудников разных профессий.

Самыми преданными работодателю оказались инженеры и экономисты — они остаются в компании около 6 лет. Правда, их адаптация занимает почти 3 месяца и обходится в 330 тысяч рублей при средней зарплате 120 тысяч.

Менеджеры по продажам и снабженцы осваиваются быстрее — менее двух месяцев. При зарплатах в 170 и 140 тысяч рублей их адаптация стоит компаниям 240 и 110 тысяч соответственно.

Интересно, что из-за роста текучести кадров и затрат на адаптацию компании начали привлекать бывших сотрудников. Например, РЖД предлагает возвращающимся машинистам подъемные в 150 тысяч рублей, а «Ашан» запустил специальный проект «Снова вместе».

Эксперты отмечают, что реальные затраты на адаптацию могут быть значительно выше — в подсчеты не вошли расходы на обучение и другие специальные мероприятия, которые работодатели обычно не раскрывают.

Две трети россиян поставили «отлично» программам адаптации

Как показал недавний опрос Авито Работы, 79% сотрудников, прошедших такие программы, отметили их положительное влияние на свою дальнейшую карьеру в компании. Две трети россиян (66%) оценили эффективность программ адаптации на «отлично» — от 8 до 10 баллов из 10 возможных.

При этом специальные программы адаптации есть только у 37% работодателей. Интересно, что об их наличии чаще в опросе сообщали высококвалифицированные специалисты (42%), руководители (50%) и топ-менеджмент (46%). 

В возрастных группах больше внимания этим программам уделяют молодые специалисты. Такую опцию на своем текущем месте работы отмечали опрошенные 18–24 лет (50%) и 25–34 лет (44%). Именно они чаще становятся «учениками» — 42% и 36% соответственно проходили адаптацию как новички.

Самым популярным инструментом адаптации оказалось наставничество — его используют 40% компаний. В роли наставников в программах адаптации обычно выступают руководители (41%) и топ-менеджеры (39%). 

На втором месте (по 32%) в инструментах онбординга — встречи с ключевыми сотрудниками и информационные материалы для новичков. Также компании активно используют онлайн-курсы (31%) и мероприятия для погружения в корпоративную культуру (30%).

Успешные программы адаптации, как показывают исследования, действительно становятся ключом к удержанию талантов и снижению затрат на подбор. И хотя наставничество остается главным инструментом, современные компании все чаще дополняют его цифровыми решениями — от онлайн-курсов до комплексных HCM-платформ

Такой подход позволяет не только сделать адаптацию более системной, но и высвободить время HR-специалистов для того, в чем они действительно незаменимы — в «чтении» людей и выстраивании здоровой корпоративной культуры.

Категории