Чего россияне ждут от работодателей и какие тренды будут влиять на карьеру до 2030 года — рассказываем в подборке главных HR-новостей ноября.
Российские компании стали больше заботиться о сотрудниках и инвестировать в «человекоцентричность»
Заботой работодателя, а также тем, насколько можно назвать компанию стабильной и надежной, стали чаще руководствоваться соискатели и сотрудники, раздумывающие об увольнении. К таким выводам пришли по результатам опроса консалтинговое агентство Jobby и проект по развитию внутрикорпоративных коммуникаций InterComm.
Исследователи провели интервью с представителями крупного бизнеса из различных сфер (в их числе Газпромбанк, «Полюс», «Уралхим» и другие), а также проанализировали результаты анонимного опроса специалистов в сфере HR и внутренних коммуникаций. Выяснилось, что ключевыми конкурентными преимуществами работодателя, по оценке самих HR-специалистов, стали «стабильность, надежность, защищенность» (отметили 77% опрошенных HR-специалистов), а также забота, внимание к людям, «человекоцентричность» (66% опрошенных).
Отвечая на вопрос о самом важном направлении работы для удержания кадров, большинство респондентов отметили поддержку корпоративной культуры, ценностей компании (52% опрошенных). По словам опрошенных, роль внутренних коммуникаций в бизнес-процессах в настоящее время увеличилась. Теперь они берут на себя задачу по объединению коллектива, транслирует смыслы и идеологию организации. Кроме того, чтобы быть привлекательными для кадров, руководители стараются выстроить более доверительные отношения в командах.
Россияне объяснили, почему обходят некоторые вакансии стороной
Пока работодатели и HR-специалисты озадачены созданием образа человекоцентричной и стабильной компании, соискатели рассказали, на что они обращают внимание при отклике на вакансию. Работа.ру провела исследование и выяснила, что для 79% потенциальных кандидатов важно полное описание вакансии. Смотрят на обязанности 77% опрошенных, а 44% читают все отзывы о компании.
Почти треть респондентов (29%) отметили, что им важна информация о ДМС и других льготах. 22% обращают внимание на дружелюбный тон вакансии.
Также россияне обращают внимание на красивое оформление вакансии (4%) и на отсутствие требований к соискателю (3%). Правда, в то же время 68% не нравится, когда не указаны обязанности, а у 41% опрошенных отсутствие требований вызывает опасения. Отсутствие отзывов на компанию считают подозрительным 28% соискателей.
65% не будут рассматривать предложение о работе, если в нем не будет информации про заработную плату. Орфографические ошибки — стоп сигнал для 55% россиян. Ультимативный тон описания вакансии отталкивает 50% опрошенных.
Если все эти фильтры пройдены и вакансия все же заинтересовала ценного соискателя, радоваться рано. 12% кандидатов готовы ждать ответа от рекрутера только 1 день. Несколько дней могут подождать 43% опрошенных. Почти треть респондентов (26%) заинтересованы в хорошей вакансии всего 1 неделю.
Непрерывное обучение и гибридный график станут ключевыми трендами рынка труда до 2030 года
Во всяком случае, так считают опрошенные рекрутинговой платформой hh.ru и компанией «Яков и Партнеры» россияне. В исследовании приняли участие 1500 соискателей из компаний разных отраслей и размеров.
Ответ на вопрос «Как вы оцениваете влияние социальных трендов на горизонте до 2030 г.?»
Так, большинство (77%) опрошенных работников ожидают, что непрерывное обучение будет самым важным трендом на рынке труда в ближайшие семь лет. 57% респондентов видят необходимость переобучиться универсальным и профессиональным hard skills, таким как иностранные языки, программное обеспечение, математика, аналитика, знания по профессии (геология, химический анализ, инженерия и другие).
Еще 42% указали на необходимость переобучения soft skills и метанавыкам, таким как стрессоустойчивость, самосознание и уверенность в себе. Большая доля респондентов сочла необходимым переобучение из-за внедрения новых технологий, например генеративного искусственного интеллекта. Среди высококвалифицированных работников эта доля составила 47%, среди среднеквалифицированных — 40%, неквалифицированных — 27%.
36% опрошенных считают, что доля работающих в гибридном формате к 2030 г. увеличится. Больше других в это верят сотрудники маркетинга (49% респондентов), HR (43%), IT (42%). Работающие в химической промышленности (60% респондентов этой отрасли) и финансовой отрасли (56%) 5% опрошенных считают, что доля работающих в гибридном режиме сократится.
Интересно, что при этом 46% опрошенных считают, что гибридный формат положительно сказывается на эффективности сотрудников. В это больше всего верят сотрудники маркетинговых подразделений (66%), отделов продаж и обслуживания (65%). А 21% респондентов уверены, что гибридный формат негативно сказывается на эффективности. Больше других с этим согласны респонденты из лесной (75%) и добывающей промышленности (55%).
Гибкий график и искусственный интеллект стали проблемами для работодателей
Littler, крупнейшая в мире компания в области занятости и трудового права, опубликовала свой шестой ежегодный отчет об опросе европейских работодателей. Выяснилось, что после возвращения в офисы с удаленки только 52% сотрудников в значительной степени соблюдают правила очной работы.
36% респондентов отметили, что их модели работы соответствуют предпочтениям сотрудников, в то время как 43% сообщили, что их сотрудники хотели бы изменить предложенный и график на удаленную или гибридную работу.
Некоторые работодатели идут еще дальше в своих гибких схемах. Почти половина компаний, принявших участие в опросе (48%), заявили, что в той или иной степени разрешают сотрудникам работать удаленно из-за рубежа (так называемые «странствующие работники»), в то время как 38% заявили, что рассматривают возможность перехода на четырехдневную рабочую неделю. При этом опрошенные подчеркнули, что обе модели работы сопряжены со значительными юридическими, операционными и практическими проблемами.
Также, не беспроблемным большинство опрошенных назвали внедрение искусственного интеллекта (ИИ, AI).
По мере того, как европейские работодатели анализируют риски и преимущества внедрения инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в HR-функции, появляются различия в подходах между теми, кто первыми внедрил их, и теми, кто более склонен к риску.
Сфера применения ИИ еще не урегулирована законодательно, и это останавливает многие компании, подчеркнули в Littler.
Большинство респондентов (61%) заявили, что используют инструменты ИИ по крайней мере для одной HR-функции, в том числе для индивидуального обучения, подбора и найма сотрудников. Почти 6 из 10 (59%) также сообщают об использовании генеративного ИИ в целях управления персоналом, создания контента для описания вакансий и материала для адаптации. Другие, однако, не склонны внедрять такие инструменты: 39% не используют предиктивный ИИ в своих HR-отделах, а 41% еще не используют генеративный ИИ.
Молодые сотрудники хотят четырехдневку и готовы отказаться от удаленки ради этого
8 из 10 сотрудников из поколения Z и миллениалов (или 83% работников в возрасте от 18 до 42 лет вместе взятых) говорят, что поддержали бы переход на четырехдневную рабочую неделю, и почти 3 из 5 решительно выступают за это (59%), выяснил портал Bankrate.
8 из 10 работников поколения X и бэби-бумеров (или 78% в возрасте от 43 до 77 лет вместе взятых) тоже поддерживают четырехдневную рабочую неделю.
Но молодые работники готовы пойти на большее: 9 из 10 работников поколения Z и миллениалов, предпочитающих четырехдневную рабочую неделю (или 92%), готовы работать по такому графику, даже если бы это означало отказ от каких-то других преференций.
9 из 10 работников поколения Z и миллениалов, которые предпочитают четырехдневную рабочую неделю (или 92 процента), все равно были бы готовы работать по этому графику, если бы это означало отказ от чего-то, по сравнению с 86 процентами поколения X и бэби-бумеров.
Так, молодые сотрудники согласны на более продолжительный рабочий день (48%), смену работы или компании (35%) и выход в офис (33%), чтобы иметь три выходных дня в неделю. Некоторые даже готовы сократить отпуск (20%), меньше получать (13%) или сделать шаг назад в своей карьере (12%).
Более двух третей представителей поколения Z и миллениалов (или 67%) говорят, что они готовы пойти на более чем одну из этих жертв, по сравнению с 43% представителей поколения X и бэби-бумеров. 2 из 5 работников поколения Z и миллениалов говорят, что они готовы отказаться от трех и более преимуществ, по сравнению с 26 процентами представителей поколения X и бэби-бумеров.