8,7 триллионов рублей — такую сумму теряет российский бизнес из-за неэффективных коммуникаций. При этом каждый третий сотрудник принципиально не общается с коллегами, а компании продолжают тратить миллиарды на удержание персонала. Что не так с корпоративными отношениями? Разбираемся в неожиданных результатах пяти исследований рынка труда.
«Обучение» назвали словом года 30% работающих россиян
На работе коллеги говорят о разном — дедлайнах, зарплатах, начальстве… Но каким словом определили бы свою работу в 2024 году сами сотрудники? Работа.ру спросила об этом 3 500 человек по всей России.
Победителем неожиданно стало «обучение» — его выбрали 30% опрошенных. Кажется, профессиональное развитие волнует россиян больше, чем мы думали.
На второй позиции оказалась «переработка», за которую проголосовали 22% участников. Видимо, работы много, а вот баланса с личной жизнью пока не хватает. Замыкает тройку лидеров «токсичность» (18%) — похоже, не во всех офисах с атмосферой все гладко.
В топ также попали «выгорание» (12%) и «навыки» (10%). А вот «подработка» (9%) оказалась популярнее «успеха» (6%). В списке упомянутых слов года также оказались «удаленка» и «достижение» (по 6%), «повышение» и «руководство» (по 5%). Меньше голосов получили «конкуренция» (4%), молодежное «скуф, соскуфиться» (2%), «вайб» и «муд» (по 1%).
Похоже, в 2024-м россияне всерьез взялись за свое развитие. При этом проблемы никуда не делись: люди устают от переработок и сложных отношений в коллективе.
Неэффективная коммуникация обходится российскому бизнесу в 8,7 трлн рублей
Удивительное дело: россияне назвали «обучение» главным словом года, но толку от этого может быть немного. Почему? Центр коммуникаций и цифровых решений Московской школы управления «Сколково» выяснил — российский бизнес теряет 8,7 трлн рублей из-за плохо налаженных коммуникаций.
Казалось бы, встреч и совещаний все больше, но толку от них все меньше. Оказалось, половина сотрудников тратит примерно два часа в день на пустые разговоры. А руководители жалуются на бесконечные встречи по мелочам.
Топ-менеджеры крупных компаний поделились своим опытом. Александр Кутузов, старший вице-президент PM Excellence, обратил внимание на проблему затяжных совещаний с участием десятков и даже сотен сотрудников. По его словам, один день задержки в принятии решений может стоить компании сотни миллионов рублей.
Управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт рассказала о внедрении четкой системы постановки задач, но отметила новую проблему — «совещания о совещаниях» и сотрудников, которые затягивают обсуждения ради демонстрации своей занятости.
Исследование также выявило, что 90% сотрудников работают в команде, и только 10% выполняют задачи самостоятельно. При этом эксперты предупреждают: неэффективные коммуникации снижают мотивацию и могут привести к увольнениям, что особенно опасно в условиях кадрового дефицита.
Что делать? Эксперты советуют компаниям больше внимания уделять разъяснению задач: зачем и для чего их нужно решать. Без этого понимания страдают и скорость работы, и эффективность всей команды. Тем более, что эффективно управлять задачами и целеполаганием в эпоху цифровых HCM-решений не составляет труда.
Российские компании тратят миллиарды на удержание сотрудников
В то время, когда одни компании теряют деньги на плохих коммуникациях, другие придумывают все более креативные способы удержать персонал. Центробанк изучил опыт более 13 тысяч предприятий и выяснил — в ход идет все: от бесплатной ипотеки до компенсации сторонних курсов.
Исследование показало впечатляющий рост зарплат: за январь-сентябрь номинальная начисленная заработная плата выросла на 18%, достигнув в марте рекордного за девять лет показателя — 21,6%. Три четверти предприятий планируют продолжить повышение и в 2025 году.
Но рост зарплат не может быть бесконечным — у предприятий ограничены ресурсы, а мотивационный эффект от прибавки снижается уже через полгода.
Поэтому для удержания некоторые компании запускают новые программы. Вот некоторые новые меры поддержки, которые внедряют работодатели:
- воронежское предприятие строит жилье с возможностью выкупа после 10 лет работы;
- компания в Вологодской области компенсирует проценты по ипотеке;
- предприятие в Еврейской АО запустило беспроцентные займы;
- дальневосточная железная дорога ввела «подъемные» для возвращающихся сотрудников.
В банковском секторе, как рассказала зампред правления Ланта-банка Ирина Рысь, практикуют льготное кредитование для сотрудников по ставкам «гораздо ниже рыночных» и дополнительные отпуска за выслугу лет.
В фитнес-индустрии, где маржинальность ниже, находят другие решения. Например, Orange Fitness и City Fitness, по словам основательницы Анастасии Юсиной, оплачивают сотрудникам дорогостоящее обучение новым методикам массажа — либо полностью, либо 50% стоимости.
Искусственный интеллект и гибкие условия труда: тренды рынка-2025
Пока компании изобретают необычные способы удержания сотрудников, «Авито Работа» заглянула в будущее и узнала, чего же на самом деле ждут люди от работодателей в 2025 году.
Конечно, без денег никуда — 35% россиян надеются на повышение зарплаты в следующем году, причем 10% из них абсолютно уверены в этом. Но деньги — не все. Для сотрудников критически важны:
- бесплатное медицинское страхование и ДМС (38% опрошенных);
- дополнительные выходные и отпускные дни (34%);
- возможность работать удаленно или по гибкому графику (30%).
Работодатели идут навстречу и активно расширяют социальные пакеты. За год значительно выросло число вакансий с дополнительными бонусами:
- предложения с бесплатным питанием (+71%);
- компенсация транспортных расходов (+64%);
- добровольное медицинское страхование (+51%).
Интересный штрих: исследование выявило, что соискатели все активнее используют искусственный интеллект в поиске работы. 19% уже пробовали составлять резюме с помощью ИИ или проходить отбор. И 70% из них говорят, что это реально помогает!
Нетворкинг важнее навыков: две трети россиян считают связи ключом к карьере
Совместное исследование hh.ru и социальной сети «Сетка» подсветило неожиданную тенденцию: 64% работающих россиян уверены, что для карьерного роста критически важны личные связи с коллегами. При этом каждый шестой (16%) считает, что хорошие знакомства даже важнее профессиональных навыков.
Но вот парадокс: несмотря на признание важности связей, большинство не развивает их активно.
- 53% контактируют только с коллегами, сидящими рядом;
- 54% даже не знают о существовании профессиональных сообществ в своей отрасли;
- 33% считают участие в профсообществах необязательным;
- 31% принципиально не дружат с коллегами.
Самыми «социализированными» оказались представители IT-сферы (47% участвуют в профсообществах), журналисты (45%), пиарщики и маркетологи (44%), дизайнеры (42%).
Почему работники избегают дружбы с коллегами:
- 52% боятся, что разговоры дойдут до начальства;
- 45% считают, что дружба снизит эффективность работы;
- 43% не находят общих интересов;
- 40% опасаются сплетен;
- 39% не имеют свободного времени.
Но те, кто все-таки дружит с коллегами, не прогадали: 17% нашли работу через старые связи, а 12% сами помогли бывшим коллегам с трудоустройством.