Если сотрудник Tesla понимает, что на деловой встрече в его присутствии больше не нуждаются, то он может встать и уйти. Это правило ввел сам Илон Маск. Он считает, что собрания эффективны, если на них присутствует 4–6 человек и тратят на это минимум времени. О других интересных HR-практиках читайте в нашей статье.
Spotify: сохранять гибкость
Руководство музыкального сервиса Spotify всегда придерживалось гибкой политики, основанной на двух принципах: автономность и следование общей цели.
Сотрудники объединены в небольшие отряды (4–6 человек), каждый из которых отвечает за решение определенных задач от А до Я, например, алгоритм выдачи рекомендаций. Все решения принимаются автономно и никак не согласовываются с руководством.
На следующем уровне отряды объединяются в племена – более крупные подразделения, которые работают над более крупным проектом. Внутри каждого племени из людей с одинаковыми функциями и навыками формируются отделы – у каждого есть коуч, к которому можно обратиться за помощью: он делится своим опытом и помогает расти профессионально. Кроме этого, коллеги регулярно встречаются и обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются в проектах.
Также сотрудники могут объединяться в гильдии – это менее формальная структура, чем отдел. Внутри можно вести рассылки и организовывать конференции. Любой сотрудник может свободно присоединяться к любым гильдиям, выходить из них либо создать свою.
Этот подход помогает не только мотивировать и раскрепощать сотрудников, но и повысить эффективность работы без ущерба для процессов и персонала. Spotify показывает, как можно применять разные подходы в управлении, чтобы быстрее достигать поставленных целей.
В компании считают, что количество часов, которые сотрудники проводят в офисе, никак не отражает эффективность работы. В 2021 году руководство Spotify заявило, что каждый теперь может сам выбирать место, откуда будет работать. Это может быть офис, дом, кафе или что-то еще. Если сотрудники хотят переехать в другой город или страну, они тоже могут это сделать, даже если там нет офиса Spotify – компания предоставляет членство в коворкинге.
Mirapolis Portal позволяет организовать внутренние коммуникации в компании. На корпоративном портале можно не только собирать идеи и предложения сотрудников, транслировать новости компании, но и найти нужных коллег для задачи и общаться с ними неформально в группах по интересам, узнать когда у кого день рождения, видеть новые назначения, календарь отсутствий и проводить опросы и голосования.
Spotify своим примером показывает, что бОльшая свобода сотрудников, забота о них, которая «вшита» в корпоративную культуру и внимание к деталям привлекают профессионалов и позволяют добиваться целей быстро, а эффективность при этом не снижается, а только растет.
Patagonia: укреплять веру в продукты
«Наши сотрудники должны всей душой верить в продукцию, которую они продают», – такого мнения придерживается компания Patagonia. Она специализируется на продаже верхней одежды и снаряжения для скалолазания, серфинга, лыж и сноуборда, бега по пересеченной местности.
По мнению руководства, если сотрудник уверен в том, что предлагает покупателю, тот всегда это почувствует. Поэтому с момента основания в 1973 году политикой компании стала программа «пусть они станут серфингистами».
Офис расположен рядом с пляжем, и сотрудники могут пойти кататься на доске в любой момент во время прибоя, даже если он выпадает на рабочее время. Главное, чтобы задачи решались в срок. В компании даже внедрили ежедневный серфинг-отчет и предусмотрели запас полотенец.
Сотрудники работают девять часов в день с понедельника по четверг и восемь часов в пятницу попеременно. Каждую вторую пятницу у них выходной.
В Patagonia поддерживается отношение к коллегам, как к семье. С 1984 года здесь отказались от закрытых кабинетов. Руководство активно поощряет совместный отдых сотрудников, считая, что это сплачивает коллектив и позволяет персоналу чувствовать себя счастливыми.
Amazon: помогать расслабиться
После череды скандалов из-за плохих условий труда, Amazon ввел практику AmaZen. Сотрудники жаловались на переработки, травмоопасность рабочих мест, недоукомплектованные смены, из-за которых невозможно делать перерывы на отдых.
Чтобы улучшить условия труда и решить эти проблемы, в конце мая 2021 года компания начала оборудовать для рабочих на складах и в логистических центрах кабинки для медитаций. Каждая представляет собой небольшую комнату. Внутри – растения и вентилятор, на стенах – буклеты и плакаты о релаксации и правильном питании.
Внутри можно уединиться, чтобы помедитировать, снять стресс и посмотреть успокаивающие видео. Темы роликов меняются ежемесячно. Это помогает сотрудникам «зарядиться и восстановить силы».
Идея создания медитативных кабинок принадлежит сотруднице Amazon Лейле Браун. Они стали частью программы WorkingWell, направленной на улучшение физического и психического состояния персонала.
«С помощью AmaZen я хотела создать тихое пространство, чтобы люди могли сосредоточиться на своем умственном и эмоциональном благополучии», – говорит Лейла Браун. – «ZenBooth – это интерактивный киоск, в котором вы можете перемещаться по библиотеке психического здоровья, чтобы подзарядить внутреннюю батарейку».
Также в середине мая 2021 года, компания сообщила, что планирует нанять 75 тысяч сотрудников для работы на складах и в сети доставки в США и Канаде, пообещав зарплату более 18$ в час вместо обычных 15$. Кроме этого, Amazon предусмотрел для них бонусы при найме и новые льготы.
С Mirapolis HCM вы сможете анализировать HR-процессы в реальном времени: руководствуясь данными сквозной аналитики и big data. Вы сможете вовремя увидеть тренды на негативные события, предотвратить увольнения и повышать вероятность успеха проектов. Решение позволяет мотивировать и развивать сотрудников с первого дня работы на протяжении всего карьерного пути в компании.
Next Jump: поощрять дружескую конкуренцию
Компания, занимающаяся электронной коммерцией, заботится о здоровье сотрудников и стимулирует участие персонала в специальных программах, используя соревнования.
Сотрудники поделены на команды. Каждая регистрирует свои тренировки в системе компьютера, и та, что показывает лучшие результаты, в конце недели получает денежное вознаграждение в размере 1000$.
Это помогает сотрудникам лучше справляться со стрессом и вовлекаться в рабочие процессы без ущерба для себя, а компания не тратит средства впустую.
Руководство стремится периодически отвлекать специалистов от мониторов, пиццы и энергетических напитков и переориентировать их на более здоровый образ жизни, включающий упражнения, регулярный сон и правильное питание. Более 80 % сотрудников тренируются в тренажерном зале, расположенном на территории компании, минимум два раза в неделю.
По словам генерального директора и основателя Чарли Кима, корпоративная культура с акцентом на укрепление здоровья стала ценностью для сотрудников и помогает их удерживать – текучка снизилась с 40 % до 1 %. Краткосрочные затраты на здравоохранение при этом сократились.
Ghibli: заботиться об отдыхе сотрудников
Японская анимационная студия Ghibli славится в HR-сфере созданием комфортных условий для отдыха. Режиссер Хаяо Миядзаки всегда работал шесть дней в неделю с 11 утра до 9 вечера, как и большинство японцев-аниматоров.
В этой сфере платят за количество персонажей, которое прорабатывает художник, поэтому отдыхать не принято. Из-за переработок сотрудники выгорают и зарабатывают множество физических и психических проблем.
Чтобы не допустить этого и отблагодарить за самоотверженный труд, руководство по субботам приглашало массажистов, что помогало сотрудникам отдохнуть и восстановить силы после окончания рабочей недели.
Чтобы атмосфера в компании оставалась благоприятной, а в штате работали замотивированные сотрудники, которые точно понимают, что Ghibli им подходит, была создана конституция. Важно отметить, что она учитывает менталитет японцев – в их культуре принято перерабатывать и отдавать всю жизнь работе. Текст гласит: «Пожалуйста, увольтесь, если:
- у вас нет новых идей;
- вы работаете, только когда вам об этом скажут;
- вы привыкли полагаться в работе на других;
- вы избегаете любой ответственности;
- вам не хватает энтузиазма;
- вы любите на все жаловаться;
- вы часто берёте отпуск или постоянно опаздываете на работу».
Безусловно, копировать суть этого подхода неэффективно из-за разности в менталитете и подходе к жизни, но документ, который закрепит основные ценности компании и ее подход к процессам, поможет набирать заинтересованных кандидатов.
Создавайте уникальную корпоративную культуру
По данным опроса Harvard Business Review, 71 % респондентов считают вовлеченность важным фактором успеха компании. Мотивированные сотрудники способны не только повысить производительность и привнести инновационные методы в работу, но и не стремятся покинуть организацию, а это снижает затраты на поиск, найм и удержание кадров.
Поэтому руководство должно заботиться о развитии кадровых процессов. Универсальных стратегий нет, но многие методики действительно работают и помогут вывести компанию на новый уровень! Решения Mirapolis созданы на основе best practice лидеров рынка, а, значит, цифровизация ваших HR-процессов будет идти по максимально эффективному пути.