Цифровая трансформация меняет бизнес-процессы в крупных компаниях. Особенно яркими этим изменения выглядят в сфере human resources. Обучение персонала, его оценка, развитие и другие активности мигрируют в виртуальное пространство. Вопрос о том, будет ли новая цифровая версия HR работать так эффективно, как от нее ожидают, звучит все чаще. От убедительного ответа на него в значительной степени зависят устойчивый рост компании, ее привлекательность для акционеров и сохранение статуса одного из мировых лидеров в своем сегменте — как в случае с Трубной металлургической компанией.

За неполные 20 лет ТМК уверенно вошла в Топ-3 мировых производителей труб. Несмотря на международный статус, ядро бизнеса ТМК по-прежнему находится в России. Это полтора десятка производственных и сервисных предприятий суммарной численностью более 34 тыс. сотрудников, плюс два научно-исследовательских центра.

Объединение предприятий под знаменами ТМК определило потребность в едином подходе к обучению и развитию сотрудников — только так можно было надеяться на укрепление компетенций персонала и на достижение синергетического эффекта в рамках всей Группы ТМК.

Предпосылки проекта

В 2017 году в структуре ТМК был учрежден Корпоративный университет, который должен способствовать повышению квалификации 32 тысяч сотрудников предприятий группы, находящихся на территории РФ.

TMK2U призван осуществлять методологическую поддержку процессов повышения квалификации, селекцию лучших практик и их распространение, а также стандартизацию подходов к обучению. До этой стандартизации HR-команда каждого предприятия обучала сотрудников по своей методологии, при этом преобладали очные мероприятия.

Ресурсов очного обучения для крупной и быстро развивающейся компании оказалось недостаточно, поэтому компания решила многократно усилить его, задействовав дистанционное обучение, которое:

  • Даёт больший охват. В моменте на таких мероприятиях могут быть задействованы сотни и тысячи сотрудников, в то время как при очном формате компания обучала лишь десятки;
  • Помогает автоматизировать процессы в рамках корпоративного образования. Например, контрольные работы больше не нужно проверять вручную, что снижает издержки;
  • Позволяет формировать базу знаний компании. После сданного зачета сотрудник не выбросит из головы все, что до него пытались донести, а имеет возможность вернуться к изученному материалу, если возникла такая потребность;
  • Даёт возможность управлять знаниями. Консолидированный доступ к образовательному контенту для всех предприятий холдинга.

Для обучения персонала требовался принципиально новый подход, который предлагал бы широкие возможности для совершенствования процессов развития сотрудников. Очевидно, что он должен базироваться на технологиях дистанционного обучения. Проект назвали SOTA2U, где S означает skills (навыки), O – opportunities (возможности), T – training (обучение), A – achievements (достижения). 2U носит значение to you, или «тебе», что обозначает доступность системы для каждого сотрудника компании.

Личный кабинет сотрудника SOTA2U

Критерии выбора системы: почему Mirapolis HCM?

Команда ТМК2U приступила к изучению возможностей имеющихся на рынке решений. Во внимание были приняты несколько факторов:

• Наличие решения, позволяющего гибко адаптировать продукт под задачи ТМК
• Готовность разработчиков совершенствовать продукт в рамках пожеланий компании;
• Возможность реализации в рамках одной платформы множества HR-процессов
• Всеобъемлющая поддержка цифровых форматов обучения для повышения квалификации сотрудников;
• Возможности интеграции платформы с внутренними и внешними информационными системами.

После сравнения функциональности решений и возможностей по их доработке под нужды ТМК выбор пал на платформу Mirapolis HCM (Human Capital Management). При исчерпывающей функциональности она выгодно отличалась от зарубежных аналогов стоимостью владения и наличием у разработчиков команды по внедрению, благодаря чему команда корпоративного университета ТМК2U получила возможность не привлекать для реализации ИТ-подразделение ТМК, а сама стала заказчиком проекта.

Ключевые возможности

Проект SOTA2U подразумевает, что им будет охвачен весь коллектив Группы ТМК. Каждый сотрудник получил доступ к образовательной и коммуникационной платформе ТМК. С точки зрения обучения она предлагает следующие возможности:

Пакет адаптационных курсов

Он содержит учебные материалы из разных предметных областей — от технологии производства и политик кибербезопасности до вклада ТМК в развитие регионов присутствия — и тем самым позволяет новичкам лучше понять структуру компании, ее бизнес и стратегию.

Адаптация в SOTA2U


Календарь обучения

Сотрудник видит все программы, выбирает интересующий его курс, регистрируется на него самостоятельно или подает заявку для согласования руководителем.

Календарь обучения в SOTA2U


Медиатека

Доступ в медиатеку с учебными материалами, различными статьями, полным каталогом программ ТМК2U, а также базой проектов системы улучшений и сборниками докладов корпоративной международной молодежной научно-практической конференции.

Медиатека в системе SOTA2U

Вебинары

Сотрудникам доступны записи уже прошедших вебинаров.

Сертификаты

Доступ к полученным профессиональным сертификатам, которые можно скачать.

Сотрудник может скачать сертификат после успешного прохождения курса

Опросы

Сервис опросов, с помощью которого можно дать обратную связь по курсам и задать вопрос преподавателю.

Сбор обратной связи от сотрудников


Панель руководителя

Панель руководителя даёт возможность согласования заявок на обучение от подчиненных и выгрузки отчета по результатам их обучения.

Личный кабинет сотрудника(здесь будет скриншот лк руководителя)

Соответствие отраслевым требованиям

TMK2U интегрирован с обучающе-контролирующей платформой «ОЛИМПОКС». Это значит, что изучать электронные курсы по промышленной безопасности и охране труда, сдавать экзамены и видеть свои результаты сотрудники могут не выходя из своего личного кабинета. Планировать эти процессы и анализировать результаты можно также используя ресурсы SOTA2U на базе Mirapolis HCM.

Доступные знания

Еще на этапе формирования технического задания командой проекта было принято решение, что общекорпоративная платформа должна быть доступна всем сотрудникам с разных устройств — с рабочего ПК, домашнего компьютера, смартфона или планшета. Доступность стала одним из ключевых параметров проекта еще и потому, что TMK2U предлагает сотрудникам не только курсы для развития профессиональных навыков, но и факультативные программы, которые можно изучать в свободное время — например, электронные курсы по изучению английского языка. Особо любознательные сотрудники имеют возможность изучать непрофильные для себя дисциплины, чтобы расширить кругозор.

Заменить на актуальные экраны ТМК

Прогресс для всех

Задача по вовлечению сотрудников Группы ТМК в учебные процессы была решена комплексно. Информирование персонала о платформе SOTA2U происходило по всем возможным каналам: снимались сюжеты и писались статьи для корпоративных СМИ, HR-подразделения «подсвечивали» плюсы обучения с помощью наглядной агитации в местах массового скопления сотрудников, выходили посты и короткие ролики с описанием возможностей платформы в корпоративном мобильном приложении Mobi2U. Для простоты доступа к платформе рабочим, не имеющим ПК на своих местах, в больших производственных цехах открыли компьютерные кабинеты. В результате из 34 тысяч сотрудников ТМК платформой пользуются около 31.5 тысячи, или 93% списочного состава группы.

Комментировать и ставить оценки любым материалам и новостям можно на обучающем портале SOTA2U

Востребованность новой среды можно оценить по цифрам, полученным за полтора года работы платформы:

• 28 489 сотрудников используют платформу;
• 17 074 человек стали активными пользователями системы и прошли обучение в SOTA2U;
• 52 580 раз в системе были пройдены электронные курсы;
• 134 опроса проведено в SOTA2U, суммарно в них приняли участие более 147 000 человек;
• 338 вебинаров посетили 26 410 сотрудников;
• 23 голосования было организовано платформе, в них приняли участие 19 892 сотрудников;
• 209 электронных курсов доступны для самостоятельного изучения каждому сотруднику.

Постоянная мотивация

Стандартизация общих для предприятий Группы ТМК HR-процессов — еще одна стратегическая цель проекта. В качестве базиса для этой стандартизации были взяты корпоративные профессиональные стандарты, единые для всех предприятий холдинга. Сейчас идет работа над реализацией концепции непрерывного профессионального развития, ключевую роль в котором сыграет SOTA2U на базе Mirapolis HCM. Сотрудник будет видеть свои реальные компетенции, сравнивать их с корпоративным профессиональным стандартом своей должности и понимать, в каких областях ему следует подтянуть знания и навыки, тем самым мотивируя себя на личностное и профессиональное развитие. С точки зрения руководителя такой подход означает формализацию подхода к поиску нужных ему сотрудников. Заявка на усиление команды формируется исходя из компетенций, которые требуются для конкретного коллектива – и руководитель в системе по наименованию компетенции может найти сотрудников своего предприятия, которые этими компетенциями обладают.

Дешевле в 2 тыс. раз

Наиболее ощутимые результаты при внедрении касаются стоимости обучения. До начала эксплуатации SOTA2U затраты на прохождение одного курса составляли 5-6 тысяч рублей. Сюда входят создание образовательного контента, стоимость рабочего времени внутренних преподавателей, аренда учебных классов, методологическая и техническая поддержка тренингов и ряд других составляющих. С переводом части программ в электронный формат после внедрения системы обучения затраты на такие программы снизились в 2 тысячи раз. Теперь стоимость прохождения одним сотрудником одного электронного курса составляет 2 рубля 29 копеек. Вместе с тем, снижение издержек не было основной целью проекта. Главным показателем эффективности является оценка обучающих активностей со стороны рядовых сотрудников и их руководителей. Она составляет 4.6 балла из 5 возможных. Обратную связь ТМК2U получает в формате автоматизированных анкет обратной связи, заполняемых в самой системе, а также глубинных интервью, исходя из которых находит возможности для корректировки содержания курсов, особенностей подачи, структуры и других параметров.

Планы и перспективы

Полтора года эксплуатации SOTA2U на базе Mirapolis HCM и убедительные результаты бизнес-применения платформы позволяют говорить о будущем расширении функциональности. В планах проектной команды:

• Довести долю пользователей образовательной платформой до 100% от списочного состава группы компаний. Сейчас платформой пользуются около 93% сотрудников.
• Реализовать смс-информирование и запустить мобильное приложение для ускорения и упрощения процессов восстановления паролей и доставки уведомлений.
• Расширить инструменты в уже реализованных блоках и реализовать новые возможности, предлагаемые Mirapolis HCM. В частности, планируется автоматизировать процессы адаптации, оценки и аттестации, работы с кадровым резервом.
• Ввести личный кабинет сотрудника для возможности просматривать свой расчетный лист, делать запросы на отпуск, заказывать справки и другие кадровые документы в системе.

Категории