Все привыкли, что обучение – это часы лекций, экзамены и тесты. На усвоение материалов уходит много времени, а результат под вопросом – не всегда большое количество затраченного времени на учебу гарантирует глубокие знания.
Микрообучение – альтернатива длительному обучению. Вместо часовых лекций – компактные блоки материала по теме, которые можно освоить в то время, когда это удобно, например в дороге, в перерывах между выполнением основных задач и т. д. Мнения об эффективности этого метода разделились. Могут ли результаты от такого формата обучения быть выше? В чем особенность микрокурсов? И когда они наиболее эффективны?
Преимущества микрообучения
Экономит время
Микрокурсы позволяют сотрудником учиться без отрыва от работы и существенно экономят время. Материал в курсе изложен кратко, и каждый урок отвечает только на один вопрос темы или на конкретный запрос, который поможет сотруднику решить возникшую проблему.
После урока – тест для закрепления материала. Такие короткие уроки можно просмотреть в метро, в очереди, в обеденный перерыв.
По результатам исследования оказалось, что больше половины опрошенных предпочитают учиться на ходу. Микрообучение дает сотрудникам такую возможность.
Помогает лучше усвоить материал
Исследования показали, что короткие курсы, содержащие небольшие объемы контента, лучше усваиваются учащимися.
- Им не нужно запоминать и зубрить сложные термины. Структура курса разработана по типу «от простого к сложному» – сначала преподносятся азы, затем постепенно задания усложняются.
- Краткая емкая информация запоминается быстрее и лучше. Сравните:
Лаконично | Избыточно |
Микрообучение – обучение за короткий срок с помощью кратких курсов, где материал максимально сжат и доступен для понимания | Микрообучение как подход представляет собой концепцию поглощения какого-либо знания небольшими единицами. Такой подход может применяться для приобретения профессиональных (производственных) навыков. Системы оценки результатов микрообучения принимают во внимание множество различных факторов, при этом они могут быть адаптированы для нужд конкретного учебного мероприятия |
- Системы дистанционного обучения позволяют быстро обновлять существующие курсы, например добавляя нужное количество дополнительных уроков.
- В микрообучении легко определить сразу, где у сотрудника пробелы в знаниях, и скорректировать программу под него. Современные системы дистанционного обучения дают возможность получать полные отчеты о результатах прохождения курса.
- С помощью медиатеки вы можете включать в микрокурсы видео, различные инфографики и другие форматы для подачи материала. Например, короткий анимированный ролик на 2–3 минуты даст больше пользы, чем растянутое изложение темы на несколько страниц.
3 заблуждения о микрообучении
Многие не верят в возможности микрообучения и приводят «веские» доводы, почему оно не будет работать. Мы рассмотрели самые популярные заблуждения.
Оно не подходит для сложных тем
Как раз для сложных тем это спасение. Сложную тему разбивают на много подтем и обучающийся изучает ее постепенно, начиная с легкого материала и переходя к более сложному. Для закрепления знаний можно давать тесты по пройденном темам.
Микрообучение – только для самообучения
Нет. Микрообучение отлично справляется с обучением сотрудников компаний любого уровня. Другими словами, микрообучение – для всех, а не только для самообучения.
Так могут учиться только сотрудники-миллениалы
Совсем нет. Микрообучение адаптировано под каждого сотрудника, и возраст тут ни при чем. Все зависит от программы курса и его структуры. Для новичков – курс попроще, для опытных – сложнее. Возраст можно учитывать только при разработке контента для курса. Так, к примеру, сотрудники старшего возраста чаще предпочитают читать, а молодежь – смотреть. Поэтому для одних стоит предусмотреть больше текстовых блоков, а для других – подготовить видео или анимированные ролики по теме.
Миникурс и его структура
Обычно в микрокурсе на одну тему отводится 2–5 уроков. Максимум 10, но лучше разрабатывать программу так, чтобы уроков в одной теме получилось немного. Обязательно нужно встроить тесты для закрепления пройденного материала и проверки уже усвоенных знаний.
Например, структура курса может выглядеть так:
- Тест на начальные знания.
- Видеолекция «О товаре».
- Тест.
- Инфографика «Свойства товара и его особенности».
- Тест.
- Видеолекция «Зачем людям этот товар».
- Тест.
- Тест по всем предыдущим темам.
- Обратная связь.
Что нужно учесть, чтобы микрообучение было эффективным
- Логичность изложения материала. Нельзя допускать, чтобы информация была разрозненна.
- Не перегружать курс информацией. Помните главное правило: один вопрос – одна лекция.
- Только польза. В микрообучении каждое слово важно. Нужно подавать информацию четко и лаконично.
- Уровень подготовки учеников. Если дать сложную информацию тем, кто только пришел в компанию, – эффекта не будет. Равно как и если дать уже известное тем, кто досконально владеет материалом. Каждой категории сотрудников – свой миникурс.
- Удобство обучения. Обучающимся удобно проходить курсы со своего смартфона в любое удобное для них время, поэтому наличие мобильного приложения будет огромным плюсом для ваших сотрудников.
Выводы
- Микрообучение помогает быстро обучить сотрудников, при этом материал лучше усваивается. Главное – сделать его простым, понятным и персональным.
- Этот способ обучения экономит время сотрудников и средства компании.
- Сотрудники на 80 % лучше усваивают материал, чем при обычном обучении.
- Микрообучение позволяет быстро повысить квалификацию персонала.
- С помощью микрообучения легко проверить уровень знаний сотрудников.
- Обучение сотрудника должно быть комфортным, поэтому курс должен быть доступен в мобильном приложении СДО.
Микрокурсы это эффективный формат обучения, который отвечает современным реалиям.Чтобы внедрить его и полноценно реализовать его внутри вашей организации невозможно обойтись без системы дистанционного обучения, которая должна соответствовать следующим критериям:
- поддержка программ обучения из нескольких курсов;
- предоставление полной аналитики в удобном формате;
- наличие мобильного приложения;
- возможность гибкого назначения курсов в зависимости от знаний сотрудников, должностей, или необходимых компетенций;
- возможность получать обратную связь от обучающихся.