Любой обучающий курс – это прежде всего контент. Чем качественнее материал, тем эффективнее будет курс и тем лучше будет выполнена поставленная перед ним задача. Из этой статьи вы узнаете, как повысить качество обучающего контента.
Что значит качественный контент
В понятие «обучающий контент» входит информация, которую организаторы курсов транслируют обучающимся. Во время обучения информацию передают разными способами: на лекциях, тренингах, вебинарах, в виде печатных и электронных материалов.
Качественный контент вызывает заинтересованность аудитории, мотивирует их на обучение. Существуют критерии, по которым можно оценить качество контента. К ним относятся:
- Формат обучения. Влияет на эффективность усвоения информации.
- Содержание. Актуальность информации, возможность отработать практические умения.
- Внешнее оформление. Влияет на визуальное восприятие, а также формирует впечатление о курсах.
- Стиль подачи. От него также зависит заинтересованность аудитории.
Подробнее о работе с каждым критерием.
Работа с форматом
Для корпоративного обучения чаще всего используют лекции и семинары. Но для большей заинтересованности персонала в обучении можно добавлять другие форматы, к примеру вебинары или учебные проекты. Как это лучше сделать?
Совет № 1: используйте мультиформатность
Некоторые обучающие программы невозможно организовать только в формате лекций или вебинаров, нужна практика. Старайтесь по возможности комбинировать форматы: это позволит адаптировать обучающие курсы к нуждам аудитории, повысит вовлеченность обучающихся и поможет сформировать профессиональные навыки.
Совет № 2: проводите короткие лекции и вебинары
Вы можете читать лекцию в течение двух часов, но вы не можете заставить мозг сотрудника эффективно усваивать информацию в течение длинного занятия. Для усвоения материала рекомендуем ограничить продолжительность вебинара 1–1,5 часами, с перерывом на 5–10 минут.
Совет № 3: выберите эффективный ритм курса
Универсального расписания занятий не существует, так как оптимальный темп зависит от аудитории, форматов обучения и от дисциплины, которую преподаете. Важны практические навыки – лучше заниматься каждый день и понемногу. Нужна теория? – проводите лекции два или три раза в неделю.
Совет № 4: используйте проектную работу
Это практически идеальный формат для дистанционного обучения. После изучения теории и отработки умений во время домашних заданий сотруднику важно получить практический опыт. Это возможно во время совместной работы с преподавателем над учебным проектом.
Как повысить качество через содержание
Содержание курсов и способы работы с ним зависят от квалификации и педагогических навыков преподавателей. Выделим закономерности, которые влияют на качество содержания образовательных курсов.
Совет № 5: комбинируйте методы
Традиционная система образования использует преимущественно подход от простого к сложному. Такой подход не всегда будет оптимальным: существуют дисциплины, в которых лучше использовать дедуктивный подход – от основных закономерностей к частным случаям. Яркий пример – изучение программирования.
Технологии и языки постоянно меняются, но программирование или принцип работы с алгоритмами остается таким же, каким был в середине XX века. Поэтому программисту, который хорошо понимает общие закономерности, не составит труда изучить новый язык или технологию. Фактически на это уходят недели или дни.
Двигайтесь от простого к сложному, но одновременно помогайте сотрудникам получить общее понимание дисциплины.
Совет № 6: используйте практические примеры
Преподаватель-теоретик может дать хорошую базу, но сотрудники должны получить конкретные навыки. Преподаватель должен быть сильным практиком, чтобы делиться с персоналом случаями из собственного опыта и своими подходами к решению задач.
Совет № 7: стимулируйте самостоятельную работу аудитории
Задавайте обучающимся домашние задания, следите, чтобы они их выполняли. Теория лучше усвоится, если подкреплять ее практикой. Оптимальный вариант – допускать к итоговым экзаменам или тестам после выполнения всех домашних заданий.
Совет № 8: используйте обратную связь от обучающихся
Отзывы и вопросы участников обучения – отличный инструмент для повышения качества контента. Более того с помощью обратной связи можно контролировать эффективность обучения. Например, если большинство обучающихся после лекции не справляется с заданным упражнением, лектору нужно искать способы более эффективной подачи материала.
Содержание – главная ценность обучающего курса. Но без качественного оформления любой контент может остаться незамеченным.
Как улучшить обучающий контент с помощью оформления
Оформление – это одежка, по которой встречают. Также оно влияет на то, будут ли сотрудники повторно использовать ваш курс и рекомендовать его. Наши советы помогут улучшить оформление.
Совет № 9: лектор должен выгодно себя презентовать
От первого впечатления зависит, как обучающиеся будут воспринимать преподавателя. Нет нужды повторять прописные истины про внешний вид и окружающую обстановку. Обратите внимание на голос: люди неосознанно больше доверяют собеседникам с низким тембром голоса. Обладателям бархатного баритона или контральто повезло, а вот лекторам с высоким тембром желательно работать над собой.
Не забывайте про хороший микрофон. Некачественная техника может исказить голос так, что даже профессионального диктора будет неприятно слушать.
Совет № 10: достойно оформляйте материалы лекции
Речь не идет об уникальных дизайнерских решениях или дорогой полиграфии. Достаточно оформлять раздаточные материалы и презентации в корпоративном стиле и уделять внимание мелочам.
Совет № 11: используйте платформу с хорошим видео и звуком
Лучший критерий качества звука и картинки, когда лектор и учащиеся не вспоминают про них. Протестируйте несколько платформ и выберите ту, которая обеспечивает оптимальное качество этих параметров.
Совет № 12: проверяйте контент
Ошибаются все, даже учителя русского языка. Поэтому обязательно отдавайте материалы лекций на корректуру и редактуру. Это нужно, чтобы сотрудники не теряли доверие к лектору из-за опечаток или стилистических ошибок.
Кроме оформления на восприятие контента влияет стиль его подачи. Об этом в следующем разделе.
Как работать со стилем подачи
Обучающиеся лучше усваивают информацию на лекциях с живым общением, чем на занятиях, во время которых преподаватель монотонно читает текст с бумажки. Предложенные ниже рецепты помогут улучшить стиль подачи обучающей информации.
Совет № 13: вовлекайте сотрудников в общение
В тренинговом обучении хорошей практикой считается, когда тренер говорит меньше обучающихся. Это вовлекает участников в процесс, что способствует активному усвоению информации.
Максимально используйте этот прием во время лекций. Задавайте вопросы, используйте интерактивные форматы типа мозгового штурма, просите участников высказывать свое мнение.
Совет № 14: говорите о сложных вещах простыми словами
Помогут абстракции и аналогии. Простой пример – программисты при изучении вложенных списков используют аналогию дерева, а чтобы понять структуры данных, работают с точками на оси координат. Хорошая абстракция помогает усвоить суть сложных понятий. Это работает, без преувеличения, в любой сфере.
Совет № 15: вдохновляйте обучающихся
В андрагогике преподаватели работают со взрослыми и мотивированными людьми, которые обычно сами платят за образование. Пользуйтесь этим: не пытайтесь дать учащимся готовые знания, а стимулируйте их получать информацию и практические умения самостоятельно. Как сказал американский писатель Уильям Артур Уорд, великий учитель вдохновляет.
Еще один совет вместо вывода: не останавливайтесь
Помните, обучающий контент нельзя сделать качественным раз и навсегда. Содержание придется постоянно актуализировать даже в консервативных тематиках. Всегда нужно работать над стилем подачи информации. Лекторам и обучающим организациям стоит осваивать новые форматы проведения занятий. Не останавливайте работу над качеством контента. Это поможет вашей аудитории учиться эффективно, а вам – сохранять конкурентоспособность на образовательном рынке.