Мы живем и работаем в условиях ограниченных ресурсов, поэтому вопрос оптимизации стоимости обучения более чем актуален. Часто руководство компании ставит задачу обучить персонал, используя финансовые ресурсы и время сотрудников по минимуму. Но и без большого бюджета можно получить полноценный работающий обучающий курс.
Главное правило – четкая цель
Начните с определения цели курса. Что вы хотите от программы: получить общие сведения о каком-то предмете, обучить сотрудников технологии или продукту или актуализировать конкретный навык у членов команды.
Чем четче сформулирована цель, тем проще составить программу и подобрать нужные активности, оставаясь в рамках бюджета.
Небольшой курс может дать общее представление о большой и сложной теме или подробное представление об узкой специализации. Например, вы планируете обучить сотрудников отдела продаж. Бюджетный курс может дать им понимание основ психологии клиента или предложит освоить конкретные техники продаж.
Мы поделимся с вами проверенными советами, как разработать эффективный курс, оставаясь в рамках ограниченного бюджета.
Совет 1. Используйте имеющиеся ресурсы
Перед тем как планировать курс, обязательно изучите уже имеющиеся возможности в компании. Инструкции, лекции, презентации, записанные выступления на семинарах и конференциях, регламенты могут стать источником материалов для будущего курса. Например, должностные инструкции, основные обязанности и презентации о компании могут пригодиться для курса по обучению новых сотрудников, а выступления спикеров компании на отраслевых конференциях станут ценным материалом для курса по повышению квалификации.
Совет 2. Включайте только актуальную информацию
Не делайте курс чрезмерно насыщенным информацией. Каждый новый модуль требует денег. Поэтому при создании обучающего курса, к примеру об оценке соискателя на подбор менеджеров по продажам, не нужно включать на всякий случай модули об особенностях рекрутинга топ-менеджмента в этой сфере. Не поддавайтесь учебным стереотипам: «сначала мы дадим теорию, потом кейсы, потом практику». Бюджетный курс – короткий курс с максимумом полезной информации.
Совет 3. Модульный подход
Не стесняйтесь делить обучающий контент на модули. Такой подход даст сразу два преимущества.
- Короткие модули легко изучить в обеденный перерыв или прослушать по дороге на работу. Этот прием повысит эффективность курса и не потребует дополнительного бюджета.
- Одни и те же материалы могут понадобиться разным сотрудникам. Например, в IT-компании модуль по основам SQL пригодится аналитикам, QA-специалистам, работающим с базами данных, и новичкам, познающим основные технические компетенции.
Грамотное деление контента позволит использовать один и тот же модуль для разных потоков обучающихся, что тоже сэкономит бюджет. За один и тот же контент в разных программах платить не нужно.
Совет 4. Используйте бюджетные материалы
Для обучающего курса не обязательно снимать ролики в формате 4К или записывать лекцию со сценическим звуком. Современные технологии предоставляют возможности сделать это качественно и недорого.
- Снимайте ролики на смартфон.
- Используйте презентации в PowerPoint.
- Записывайте и используйте стримы лекций, выступлений, круглых столов.
- Рассматривайте собственные проекты в качестве кейсов.
- Организуйте связь при помощи мессенджеров и веб-камер. Например, если учиться должны сотрудники из разных офисов, лекцию можно организовать только в одном, а остальные подключатся в режиме скайп-конференции.
Совет 5. Используйте открытые источники
На просторах интернета в открытом доступе есть множество контента, в том числе обучающего. Воспользуйтесь преимуществами открытого информационного пространства для своего курса.
- Для корпоративного обучения подойдут предметные лекции экспертов. На видеохостинге можно найти записи выступлений специалистов на отраслевых конференциях и других мероприятиях. Используйте эти записи для изучения темы или ее аспектов.
- Отраслевые специалисты пишут статьи по конкретной практической тематике. Материалы из этих статей будут хорошим подспорьем для вашего курса.
- Во многих электронных библиотеках есть специальные разделы с бесплатными пособиями. Но даже платными материалами можно пользоваться неоднократно, заплатив один раз. Это тоже хороший способ экономии на методических пособиях.
Совет 6. Обратная связь
Обратная связь с участниками – ценный и бесплатный инструмент для повышения эффективности курса. Достаточно собрать отзывы, убрать малозначимую информацию и правильно расставить акценты, чтобы сделать курс максимально полезным.
Совет 7. Контент от участников
Для создания обучающего контента используйте данные, полученные от студентов.
- Поощряйте участников к ведению блогов, в которых они смогут делиться мнениями и впечатлениями.
- Многие студенты снимают фото и видео в процессе обучения. Вы можете использовать этот контент для иллюстрации учебных материалов.
- Создайте общий чат, форум или группу, в которой ученики будут общаться и обсуждать курс, задавать вопросы. В ходе дискуссий или бесед часто рождается понимание и новые идеи по организации обучения.
- Данные из выполненных домашних заданий можно использовать для практических кейсов в следующем потоке.
Совет 8. Используйте смешанный подход
Смешанный образовательный подход предполагает одновременное применение формата личного обучения с преподавателем или тренером и дистанционного обучения.
При сочетании различных форматов лучше усваивается материал, нет эффекта однообразия, возникающего при обучении у одного преподавателя. Смешанный формат менее стрессовый для загруженных сотрудников, им не нужно постоянно перестраиваться на занятия с преподавателем, так как часть материала они осваивают в удобное время. С другой стороны, занятия с преподавателем стимулируют активность освоения материала и уменьшают риск снижения активности обучения.
Смешанный формат объединяет плюсы личного и онлайн-преподавания и нивелирует их минусы.
Совет 9. Разные модули – разные преподаватели
«Специалист подобен флюсу – развит только с одной стороны», шутливо констатировал Козьма Прутков. Специалист хорош тем, что досконально разбирается в определенной области знаний, поэтому правильно будет разные модули распределить между разными специалистами.
Например, в курсе по управленческим компетенциям маркетолог расскажет об управлении продуктовой стратегией, а HR-специалист поделится навыками управления человеческими ресурсами. Каждый из них обеспечит максимальное усвоение материала слушателями, потому что хорошо разбирается в теме.
Совет 10. Готовьте список материалов по теме
Используйте принцип очередности обучения: на курсе задается основное направление самообразования для сотрудника и формируются минимально необходимые навыки. Дальнейшее развитие в руках самого человека. Дайте в конце курса ссылки на полезные тематические ресурсы, тренажеры, книги и библиотеки по теме. Так вы покажете путь, по которому можно двигаться дальше и развивать полученные навыки.
Управляйте обучением с помощью СДО
СДО поможет вам организовать эффективное обучение без превышения заложенного бюджета, ведь дистанционное обучение позволит сэкономить на:
- услугах тренеров;
- аренде помещений;
- командировочных;
- простое сотрудников.
Функционал СДО позволяет проводить онлайн-обучение, управлять учебным контентом, тестировать учеников, собирать статистику и давать обратную связь.
Нужно повторить программу для нового курса? – затраты на организацию типовых мероприятий будут минимальны.