Это очень просто!
Компании, в которых налажено эффективное общение, в 4,5 раза дольше сохраняют лучших сотрудников — так говорится в исследовании RoomToEscape. Если в команде создана доброжелательная и здоровая атмосфера, сотрудники работают эффективно и с большим удовольствием, несмотря на кризисы.
В то же время Interact Studio приводит другие данные опроса — 69 % руководителей испытывают дискомфорт при общении с сотрудниками. Это проблема, ведь менеджеры должны постоянно общаться с командой — в этом суть их работы. В статье расскажем про шесть ошибок руководства, из-за которых команда может развалиться.
Чтобы сохранить команду, важно ориентироваться не только на субъективные ощущения, но и на цифры. Собирать данные об HR-процессах под ваши цели и управлять развитием сотрудников с момента найма и на протяжении всей жизни в компании можно с Mirapolis HCM. Данные доступны для руководителей в режиме реального времени в специальных отчетах и на дашборде — благодаря такой системе можно избежать ошибок, ведущих к потере команды.
1. Делайте вид, что ничего не происходит
Всем сотрудникам и так ясно, что происходит на рынке и в компании. Не надо грузить их лишними проблемами и делиться дальнейшими планами. Да и обсуждать что-то с подчиненными — это не барское дело.
На самом деле: в этом случае сотрудники теряют приставку «со-». Они продолжают выполнять свои обязанности, но делают это сами по себе. Говорить об общем деле и интересе в такой ситуации сложно.
Читайте также: Режим кризисных коммуникаций включен: как сообщать сотрудникам плохие новости
В одной из компаний по доставке проводили эксперимент. Часть сотрудников просто выполняла поручения, а второй группе стали показывать лица счастливых людей, которые благодаря их работе получали свои посылки. Вторая группа работала намного эффективнее, быстрее и с лучшим качеством сервиса. Все потому что руководство поддерживало с командой постоянный контакт.
Дарья Мачулина,
владелец онлайн-проекта «Школа HR-ов»
Когда команда нервничает, неопределенность выбивает почву из-под ног. Главное в такой ситуации — не молчать и не прятаться от вопросов. Например, я всех собрала в на видеоконференции и сказала: «Коллеги, мы попали в очередной кризис. У нас есть два пути: утонуть или выплыть. Выплыть реально, но для этого нужна ваша помощь». Неделю команда искала возможности и пути обхода. Сейчас каждый вечер мы созваниваемся, обсуждаем дела и эмоциональное состояние.
2. Концентрируйтесь только на негативе
Работа не должна быть веселой или приятной — здесь нужно хмурить брови и постоянно всех отчитывать за малейшие неудачи. Руководитель не мамочка, чтобы всех успокаивать и воодушевлять.
На самом деле: руководитель должен ставить задачи исходя из позитивного варианта развития событий — отмечать достижения команды и мотивировать сотрудников. Особенно это важно в период кризиса, когда менеджеры ориентированы на избегание рисков. В такой ситуации легко упустить небольшие успехи, которых команда достигала огромными усилиями.
Зулия Лоикова,
эксперт по рынку труда, хедхантер
Коллектив — это всегда коллективные эмоции, причем негативные эмоции распространяются быстрее позитивных. Если руководство сосредоточено на негативе, это очень сильно «ест» людей изнутри и не дает им сконцентрироваться на работе. Если человек постоянно думает «не сократят ли меня» или «чем я буду платить за квартиру», вся его энергия тратится на постоянную тревогу, а не на повышение продуктивности.
3. Помогайте другим, даже если у вас нет сил
Морально-волевые усилия — наше все. Перевыполняем план продаж на 150 %, тащим и прикрываем сотрудников, ночуем в офисе, ходим в одной рубашке всю неделю. Главное — успехи компании, именно для этого вас и наняли.
На самом деле: невозможно вести за собой других, если ты сам в плохом состоянии. Вспомните негласное правило авиаполетов: сначала маску надеваем на себя, потом на ребенка. Это значит, что в первую очередь нужно позаботиться о себе, привести себя в хорошую форму, набраться энергии.
Валерия Дворцевая,
управляющий партнер и генеральный директор кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт»
Бывает, сотрудники понимают, что руководителю плохо, что у него нет сил, а он все еще пытается стоять прямо, держать знамя вертикально и вести за собой. Команда смотрит на это и думает — идти за ним? Куда? Зачем? Сам еле держится.
В такой ситуации важно выделить себе пару-тройку дней — выспаться, отдохнуть. И честно сказать команде о своей усталости. Руководитель с человеческим лицом, даже очень усталым, гораздо лучше человека, который прячется за маской всемогущества.
4. Не поддерживайте сотрудников
Активизируйте все резервы и закройте пятилетку за три года. Забудьте про личные особенности и интересы сотрудников. Им зарплата вообще нужна? Так пусть сначала как следует поработают, а потом уже заикаются об отпуске.
На самом деле: позвольте команде полностью отключиться от работы, когда это необходимо. Во время кризиса людям как никогда нужны отпуска и больничные, возможность взять отгул или перейти на удаленку. Обеспечьте гибкость сроков, откажитесь от строгих дедлайнов. Постарайтесь сделать так, чтобы сотрудники не чувствовали давления из-за рабочих обязанностей.
Анна Крылова,
генеральный директор кадровой компании UTEAM
Если сотрудники подвержены сильному стрессу, важно создать для них возможность обратиться к психологу. Не обязательно нанимать такого специалиста в штат, можно оплачивать консультации на онлайн-платформах. А еще придерживайтесь тех традиций, которые уже созданы в компании, будь то утренние планерки или совместные походы в ресторан по пятницам. Можно ввести новые традиции. Например, проводить совместные медитативные 15-минутки или занятия йогой в офисе. Эти маленькие шаги позволят создать чувство общности в коллективе.
5. Публично критикуйте подчиненных
Менеджер по продажам упустил важного клиента или опоздал на совещание? Отчитайте его при всей команде — пусть и другим неповадно будет. В том, что вы срываетесь на сотрудников, нет ничего страшного.
На самом деле: публичная критика унижает всех — и смотрящих, и тех, кого наказывают. А вот похвала на публике повышает самооценку работника, которого хвалят, ведь его ставят в пример команде. Это также отличное средство обучения: другие сотрудники увидят, как выглядят желаемые результаты или поведение и смогут применить это на практике.
Мария Савченко,
HR-маркетолог, автор образовательного курса HR Digital
Золотое правило руководителя: хвали публично, ругай персонально. Публичная порка приведет к разрыву отношений и желанию отомстить. Даже если критика будет конструктивной, это все равно сильно ударит по человеческому эго. Если хотите навсегда расстаться с сотрудником, тогда публичная критика — самое то.
Читайте также: 6 способов мотивации сотрудников на удаленке. Реальный опыт 8 компаний
6. Не давайте права на ошибку
Секретарь сварила латте вместо капучино? Бухгалтер перепутал дебет и кредит в отчете? Разработчики уже месяц не могут исправить баги в приложении? Гоните их взашей, вам точно не нужны некомпетентные сотрудники.
На самом деле: однажды к Генри Форду пришел увольняться сотрудник, который допустил крупную и дорогостоящую ошибку. Форд сказал, что не хотел бы с ним расставаться, потому что только что вложил в его обучение большую сумму.
Эта история учит нас сразу двум вещам.
Во-первых, руководитель должен создать для команды безопасную обстановку. Место, где сотрудники не боятся брать на себя инициативу и ошибаться.
Во-вторых, любая ошибка — это зона роста. Если человек никогда не допускает промахов и не пробует по-новому решать проблемы, он не добьется лучших результатов.
Валерия Дворцевая,
управляющий партнер и генеральный директор кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт»
Здесь можно провести аналогию со спортом. Например, исследователи проанализировали лучших баскетболистов. Оказалось, что они часто бросают по кольцу, но попадают гораздо реже, чем «середнячки». Те, кто бьют только наверняка, не рискуют и не ошибаются, не становятся звездами. Если вам не нужны звездные сотрудники — конечно, они должны избегать ошибок.
33 % сотрудников считают, что отсутствие открытого и честного общения оказывает негативное влияние на моральный дух команды. Если думать только о показателях бизнеса и не заботиться о людях, которые тянут этот бизнес на себе, вряд ли получится удержать лодку на плаву.
Эффективное общение в условиях неопределенности позволит команде процветать в постоянно меняющемся мире: сотрудники смогут сосредоточиться на той работе, которая приведет компанию к успеху.