Корпоративный портал – это инструмент, который должен быть полезным и удобным, только в этом случае его использование принесет выгоду для бизнеса. Мы расскажем, как измерить эффективность портала и что сделать для ее улучшения.
Зачем нужно измерять эффективность корпоративного портала
Это делают по двум причинам:
- Хотят понять, как работает интранет и решает ли он поставленные задачи.
По классической схеме сначала реализуют портал с базовым функционалом. Через три месяца оценивают его работу и дополняют функциями. Через шесть месяцев уже можно судить, насколько оправдал интранет ваши ожидания по улучшению коммуникаций и оптимизации процессов, насколько он удобен и понятен пользователям, какой функционал они задействуют.
- Сотрудники мало и редко используют портал. Нужно понять причины этого и устранить их.
Какие задачи решает портал
Все, кто переходит на использование корпоративного портала, хотят решить с его помощью определенные задачи. Какими они были у вас и что вы ожидали от интранета?
Чаще всего интранет-портал используют, когда хотят:
- Улучшить коммуникации между сотрудниками. Для этого на портале есть организационная структура и справочник сотрудников, которые помогают быстро найти нужного специалиста или узнать, чем занимается подразделение. Посмотреть, кто из коллег попал на Доску почета, кто из получивших повышение приступил к своим обязанностям и сколько новеньких появилось в компании.
- Повысить информированность. Из новостей и объявлений, блогов и уведомлений сотрудники быстро узнают важную информацию, а сделать ее более удобной для запоминания поможет визуализация с помощью слайдеров и баннеров.
- Сплотить коллектив. Объединить сотрудников через общение в форумах и сообществах. Заинтересовать предстоящим событием, сообщив об этом на доске объявлений, или поделиться впечатлением о пройденном в видео- и фотогалереях, оценить работу коллеги, написав комментарий или поставив лайк.
- Сэкономить рабочее время. База знаний и библиотека документов, где структурированно хранятся регламенты и шаблоны документов, сокращают время на поиск необходимой информации.
- Повысить вовлеченность в рабочие процессы и обучение. Различные инструменты геймификации помогают заинтересовывать участников в процессе обучения и стимулируют их добиваться лучших результатов – это рейтинги, бейджи, игровая валюта и пр.
- Организовать совместную работу над проектами. Независимо от места нахождения членов проектной группы, все они будут знать, что происходит с проектом, на какой стадии выполнения он находится, какие возникли трудности и что предпринимается для их решения. Для удобства совместной работы на портале можно подключать дополнительные сервисы.
- Оптимизировать бизнес-процессы. Автоматизированное оформление справок, заявок ускоряет передачу информации и документооборот, что упрощает работу.
По каким показателям оценивают работу интранет-портала
Задачи, решаемые через корпоративный портал, делятся на две основные категории: коммуникации и сервисы. Их оценивают по разным показателям, причем собрать их можно с помощью портала.
Насколько эффективны коммуникации, вы поймете, собрав на портале данные по:
- Посещаемости – числу визитов и уникальных пользователей, проценту активных пользователей.
- Поведению пользователей – времени, проведенному на портале, и глубине просмотра, средним показателям по всем разделам. Также учитывают коэффициент полезности материалов и долю визитов с мобильных устройств.
- Количеству созданного контента – сколько материалов подготовлено и отредактировано, число новых рабочих групп и их активность.
- Вовлеченности – по числу лайков, комментариев, материалов в категории «Избранное», сообщений из формы обратной связи, а также по активности участия в опросах и мотивационных программах.
Чтобы оценить работу сервисов и бизнес-процессов, проанализируйте следующие параметры:
- Время загрузки страниц и поиска ответа на возникший вопрос.
- Коэффициент полезности контента.
- Время, потраченное на решение задачи средствами портала.
- Процент форм, заполненных не на бумаге.
- Снижение числа сотрудников, поддерживающих процесс.
- Активность рабочих чатов.
- Число проектов, реализующихся через интранет.
Помимо этих параметров, важно оценить взаимодействие с другими каналами:
- Число отправленных и полученных электронных писем.
- Количество писем, звонков, заявок с портала в отделы IT, HR и офис-менеджеру.
- Число личных обращений по поддержке персонала.
- Время, потраченное на решение часто повторяющихся задач вне интранет-портала.
Аналитику, собранную на портале, остается только проанализировать. Например, в Mirapolis Portal аналитическая информация отображается в личном кабинете руководителя. Для оценки эффективности предусмотрены четыре инструмента:
- глубокая интеграция с Яндекс.Метрикой и Google Analytics;
- интеграция с Matomo для веб-аналитики на ваших серверах;
- срезы по должностям, городам, подразделениям;
- встроенная система отчетов о посещаемости.
Если встроенной аналитики на портале нет, подключите самостоятельно Яндекс.Метрику или Google Analytics, а также другие специализированные сервисы, которые применяют для дашбордов (информационных табло), например Tableau, Power BI или Qlik.
Кроме технических характеристик собирают данные по удовлетворенности сотрудников работой интранет-портала, его разделов и функций. Проведите опрос и выясните:
- сколько времени сотрудники тратят, чтобы решить через интранет свою задачу;
- сколько уходило на это времени без портала;
- какие функции нравятся и какие часто используют;
- какие функции не используют, что вызывает неудобства и почему;
- насколько повысились информированность и личная эффективность;
- удобна или нет мобильная версия портала и т. п.
На основании полученных данных уже можно делать вывод об удобстве портала и результатах его работы – как они отражаются на бизнесе.
Опыт компании «Прайм»
Вот такие данные получили в сети кафе быстрого и здорового питания «Прайм», где используют Mirapolis Portal. За счет итранета каждый сотрудник находит нужную информацию на 10 минут быстрее – что в денежном эквиваленте сэкономило компании более 4 млн рублей за 12 месяцев. На 29 % увеличилась скорость обслуживания клиентов, на 55 % сократилось число жалоб на сервис, на 23 % снизился срок адаптации новеньких. А главное, выросла чистая прибыль компании: при сохранении среднего чека число посетителей увеличилось на 10 %.
Кроме того, в «Прайм» к порталу подключили встроенную систему дистанционного обучения Mirapolis LMS. Так сотрудники смогли усовершенствовать имеющиеся навыки и приобрести новые без отрыва от основной работы. Чтобы вовлечь их в процесс, использовали геймификацию, и число желающих пройти обучение выросло с 20 до 50 %.
Что показывают данные по эффективности портала
Полученные в процессе анализа цифры наглядно покажут, удалось ли вам достигнуть поставленных целей и если нет, то что нужно улучшить.
- Если собранные показатели доказывают эффективность портала, значит, его функционал удовлетворяет потребностям компании, им легко управлять и ваша задача сводится к поддержке реализованного решения.
- Если отдельные цели не достигнуты и задачи не решены, нужно доработать функционал, упростить неудобные сервисы и устранить выявленные проблемы.
Корпоративный портал должен быть полезным и понятным в использовании. Нужно вовлечь сотрудников в процесс использования порталом, отслеживать их реакции и добиться, чтобы интранет стал привычным рабочим инструментом, тогда польза от него будет максимальной.