2025 год обещает быть интересным: пока работодатели ставят на высокие зарплаты, а сотрудники мечтают о смысле, искусственный интеллект тихонько занимает свое место в офисах. Похоже, HR-специалистам предстоит стать настоящими дирижерами этого увлекательного хаоса. В пяти свежих исследованиях ищем подсказки, как это сделать.
Работодатели России заглянули в 2025: что нас ждет?
Офис или удаленка? Стабильность или смена работы? Сервис Работа.ру расспросил более 400 работодателей по всей России о том, каким они видят рынок труда в 2025 году.
Как выяснилось, 78% компаний по-прежнему работают очно, 16% практикуют гибридный формат, а 6% полностью ушли на удаленку. И менять что-либо в 2025 году большинство (85%) не планирует. Хотя есть и смельчаки: 9% собираются попробовать гибрид, 3% мечтают вернуть всех в офис, а 2% — наоборот, отпустить на волю удаленки.
Что же будет привлекать россиян в работе? Три четверти работодателей уверены — деньги решают все, и в 2025-м значимость размера зарплаты повысится. На второе место (45%) поднимается стабильность — похоже, в неспокойные времена люди ищут надежную гавань. Интересно, что треть опрошенных предсказывают рост популярности удаленки (35%) и желания работать на несколько компаний сразу (33%).
А вот держаться за текущую работу, по мнению работодателей, будут не так много сотрудников — всего 23%. Активно искать новые возможности станут 20%.
Самое вдохновляющее: 61% работодателей верят, что в 2025 году они станут активнее нанимать персонал. Скептиков, ожидающих спада, всего 12%. Остальные 27% считают, что рынок труда останется стабильным.
К 2030 году 59% работников придется осваивать новые навыки
Еще дальше заглянули организаторы Всемирного экономического форума, опросив более 1000 компаний из 55 стран. Свой прогноз эксперты ВЭФ собрали в докладе «Будущее профессий 2025» (The Future of Jobs 2025). Что нас ждет? Если кратко: масштабная цифровая революция, которая изменит правила игры для всех.
60% мировых работодателей уверены: главным трендом до 2030 года станет цифровизация бизнеса. И это не просто слова — половина компаний планирует внедрить искусственный интеллект (ИИ), а две трети будут нанимать специалистов по ИИ. Правда, 40% признались, что придется сократить часть сотрудников, чью работу сможет выполнять ИИ.
Остальные цифры впечатляют еще больше: за пять лет появится 19 миллионов новых рабочих мест (но 9 миллионов исчезнут из-за тех же технологий). К 2030 году 39% нынешних навыков устареют, а 59 из 100 человек придется осваивать новые профессии. При этом 77% работодателей готовы инвестировать в переподготовку, 85% сделают это приоритетом, а 70% будут искать сотрудников с новыми компетенциями.
Что делать компаниям? Инвестировать, инвестировать и еще раз инвестировать — в обучение персонала. И цифровизация здесь как нельзя кстати. Распространить новые знания проще с помощью систем дистанционного обучения сотрудников (СДО или LMS). Тем более, что с современными LMS легко организовать удобное мультиформатное обучение и сформировать нужную базу знаний.
Каждый третий работник хочет делиться опытом
К слову, за знаниями далеко ходить не надо: сотрудники сами готовы охотно делиться ими друг с другом. Как выяснили сервисы Работа.ру и «Подработка», 37% россиян мечтают попробовать себя в роли наставника, а 15% уже делятся опытом с коллегами.
Что привлекает людей в роли наставника? Для большинства (61%) это возможность передать свои знания другим. Многие (39%) видят в этом шанс помочь молодому поколению найти себя в профессии. Правда, почти треть опрошенных (29%) честно признались — для них это просто дополнительная нагрузка.
Интересно, что наставничество воспринимают по-разному: кто-то видит в нем путь к самореализации (23%), другие — способ адаптировать новичков (22%) или подготовить себе замену (18%). А для некоторых это возможность подзаработать (22%) или просто пообщаться с молодыми коллегами (16%).
Читайте также: Зачем компании наставники.
Кстати, о деньгах. Половина участников опроса (51%) уверена — наставничество должно оплачиваться дополнительно. А 45% выступают за специальную программу премирования.
За три года 40% россиян сменили профессию
С подсказки старших коллег или без, но с 2022 года каждый третий россиянин освоил новую специальность. Анализ 3,4 млн резюме на hh.ru показал: профессию поменяли 38% работников — это на треть больше, чем за предыдущие десять лет.
Чаще всего уходили автомойщики, курьеры, швеи и режиссеры — более 60% представителей этих профессий решили попробовать что-то новое. А вот врачи и программисты оказались самыми верными — только 5-13% решили сменить специальность. По словам экспертов, люди, вложившие годы в образование, реже решаются на перемены.
Самой популярной новой профессией стал администратор — его выбрали 8% «переучившихся». В топе также менеджеры по продажам, аналитики и руководители проектов. При этом в IT, вопреки стереотипам, ушли только 10%. Активнее всех меняют профессию молодые специалисты от 25 до 35 лет.
Каждый шестой сотрудник не верит в корпоративные ценности компании
Кажется, сотрудники готовы к радикальным переменам. А как же лояльность компаниям? Только 52% работников разделяют ценности своих работодателей, показал опрос SuperJob. Но 16% считают, что провозглашенные принципы существуют только на бумаге.
В крупном бизнесе 55% сотрудников поддерживают корпоративные ценности, но 18% их критикуют. А вот в малом и среднем бизнесе сотрудники реже задумываются об этом.
11% работников вообще не знают о ценностях своих компаний, а 9% признались, что не понимают их. При этом женщины чаще мужчин (55% против 49%) разделяют принципы работодателя.
При этом исследователи отмечают рост поддержки корпоративных ценностей на 3% за год — это хороший сигнал. Но HR-специалистам еще точно есть над чем работать. Впрочем, современные HCM-системы и корпоративные порталы могут помочь сделать ценности компании более осязаемыми для сотрудников.