Для многих сотрудников корпоративное обучение — далеко не самое приятное занятие, особенно если придётся учиться в нерабочее время и сдавать экзамены. В итоге, часто уровень знаний их оставляет желать лучшего.
Всегда ли это так? Если материал преподносится в форме игры, это интересно, а значит, и способность к усвоению знаний увеличивается в несколько раз. Помимо этого, в игровой форме человек учится принимать решения и не боится совершать ошибки, они воспринимаются как часть опыта и приближают его к заветной цели. Поэтому стала так популярна геймификация в обучении.
Рассмотрим базовые принципы геймификации, расскажем, какие инструменты для её реализации есть в системе дистанционного обучения (СДО) Mirapolis LMS, поделимся примерами реализации и определим и какую выгоду получает бизнес при использовании этого интересного инструмента.
Для чего нужна геймификация
Для чего нужна геймификация? Ответ прост – для получения участниками удовольствия от достижения целей. В данном случае – от обучения.
Геймификация — это использование игровых подходов для неигровых процессов. Их применение повышает вовлеченность в обучение, решение задач, использование продуктов, услуг и лояльность сотрудников или клиентов.
С детства – игра – наиболее приятный способ познания мира и обучения. Геймификация позволяет перенести обучение в среду, максимально приближенную к реальной. Её методы помогают не ограничиваться изучением теории, а развивать логическое мышление, способности к тактическому и стратегическому планированию, подготавливая специалиста к настоящей работе.
Преимущества геймификации в обучении:
- Игра ставит четкие задачи и позволяет экспериментировать с решениями.
- Более глубокое изучение материала, участник концентрируется на сути.
- Сотрудники получают понятную обратную связь от руководства и знают, правильно они решают задачи или нет.
- Пользователи учатся принимать нестандартные решения, выстраивать новые стратегии и усваивают новый опыт.
- Игра – это увлекательно. Поэтому участники легче справляются со сложными задачами.
- Нематериальные бонусы в игре мотивируют не хуже, чем материальные. А часто даже лучше.
Как использовать геймификацию в Mirapolis LMS
Геймификация основана на сложных психологических и поведенческих принципах. Основными являются 4 базовых: мотивация, статус, вознаграждения, неожиданные открытия и поощрения.
Mirapolis LMS даёт инструменты для их применения. Рассмотрим подробнее, как это устроено.
Сотрудник получил уведомление о назначении нового курса и зашёл в систему дистанционного обучения. Зайдя на образовательный портал, он, помимо курсов, новостей и других разделов, видит свой статус, место в рейтинге обучающихся и достижения. Всё оформлено в виде красивых и современных виджетов.
Он зашёл в карточку назначенного курса и увидел, что если сдаст тест после него на «Отлично», не только закончит обучение по профилю, но и получит долгожданный статус «Магистра» и обменяет накопленные баллы на поход в VR-клуб.
Сотруднику нужна мотивация к обучению, а наиболее мощным стимулом будет предложенное вознаграждение. Что он получит за пройденное обучение или успешно сданный тест? Что почувствует в случае успеха? Примерив на себя роль победителя, например, «Эксперт по композитным материалам», человек не захочет упустить возможность стать таковым на самом деле.
В зависимости от выбранной концепции мотивации и методологии, можно по-разному, творчески и смело подойти к выбору образов, интерпретаций и вознаграждений в геймификации.
Можно связывать результаты по пройденным тестам с количеством начисляемых очков, отмечать достижения за количество освоенных курсов, присуждать статусы за уровень профессиональной подготовки и многое другое.
Далее рассказываем об элементах геймификации в системе дистанционного обучения.
Статус
Стремление к определённому статусу присуще большинству людей. Создав условия для соревнования в обучении и получения определённого Статуса, вы даёте возможность сотруднику доказать, что он лучший. Это повышает его уверенность в себе, а поскольку, информация о достижениях видна всем коллегам, он может ощутить уважение других, ему приятно будет придерживаться выбранной модели поведения.
Стандартные статусы в СДО могут быть, например: новичок, гуру, профессионал.
А в «Деньгимигом» в качестве статусов придумали «пояса» и дали им интересные описания, как в карате. Стартовый — «Белый» пояс — для новичка, ведь он ещё чистый лист, самый серьёзный — «черный» пояс, присуждается гуру-наставнику.
«Сотрудникам нравится – есть стимул получить следующий пояс. Рейтинг специалистов добавил элемент соревновательности и повысил мотивацию к обучению и работе в целом».
Читайте историю успеха «Деньгимигом» по внедрению онлайн-обучения здесь.
Рейтинг
Рейтинг – это виджет с ТОП-N сотрудников c фото, количеством набранных очков и номером. Его можно формировать на основе полученного опыта, заработанных бонусных баллов и других параметров, которые важны для компании. Как говорилось ранее, рейтинг видят все, и это отличный способ стимулировать здоровую конкуренцию в обучении.
У кого самый высокий результат по пройденным тестам? Сколько баллов осталось набрать, чтобы поскорее перегнать Сергея из моего отдела по количеству пройденных курсов? Что нужно сделать, чтобы попасть в ТОП-5 «Профи» холдинга?
Помимо продвижения по виртуальной лестнице успеха, обучающийся может получить и реальные вознаграждения, что тоже будет хорошим стимулом к развитию.
Вознаграждения
Заработанные «очки» можно обменивать на полезные поощрения от компании в «Магазине Товаров» (или «Клубе привилегий»). За определённое количество баллов можно получить, например, корпоративную кружку с именем, за более серьёзные достижения — поездка на отдых.
Какие выбрать вознаграждения? Они могут быть эмоциональными, физическими, повышать статус или быть индивидуальными. Нужно продумать, что будет интересно и ценно именно для вашего персонала, в вашей сфере.
Обязательно нужно учитывать значимость награды. Если вы выдаёте билеты в кино за баллы, соответствует ли вознаграждение потраченным усилиям? Когда для простой награды нужно сделать слишком много, может не найтись желающих участвовать.
Достижения
Всем приятно получать уведомления о достижениях, если это успешно пройденный сложный курс, поощрение прилежности в обучении или выигранное соревнование между рабочими группами. В «Ленте достижений» можно видеть достижения коллег. За достижения выдаётся виртуальные бейджи, которые можно коллекционировать.
В таких условиях хочется возвращаться на образовательный портал, чтобы увидеть свой прогресс, пройти курс, поболеть за коллегу и, это благодаря здоровой и продуктивной конкуренции в обучении.
Необходимо продумать, что считать действительно значимым достижением, чтобы не снизить ценность таких уведомлений. Иначе обучающиеся будут воспринимать этот раздел, как оповещение о новых сообщениях и скоро перестанут его замечать.
В Mirapolis LMS есть встроенные инструменты геймификации, каждому по силам из рутинного процесса сделать увлекательное и значимое событие, в котором хочет участвовать большое количество сотрудников. Это оказывает колоссальное влияние на эффект обучающих мероприятий.
Что даёт геймификация в обучении бизнесу
Объединим вышесказанное и коротко опишем, каких целей можно добиться с помощью геймификации:
- Непрерывное совершенствование навыков персонала. Сотрудники получают дополнительную мотивацию к развитию своих компетенций. Для руководства это возможность управления этим процессом.
- Снижение текучки. Обратная связь о результатах работы в игровой форме дает более ясное представление о будущем и возможностях развития.
- Увеличение продаж — продавцы задействуют дополнительные резервы продуктивности.
- • Увеличение лояльности сотрудников — игровые методы вовлечения делают работу более увлекательной и менее стрессовой.
- Улучшение внутрикорпоративных связей и психологического климата в коллективе. Формирование комфортной социальной среды с помощью геймификации помогает обеспечить быструю интеграцию в нее сотрудников. Это окажет большое влияние на результаты работы отдельных специалистов и всей команды в целом.
- Подготовка персонала к новым условиям работы и задачам компании. Изменение бизнес-процессов, внедрение технологий, корпоративной культуры часто встречают сопротивление со стороны персонала. С помощью игровых методов можно стимулировать работников к добровольной и эффективной адаптации к новшествам.
Геймификация – это не просто дополнение к основному обучению, это способ значительно улучшить результаты обучения и повлиять на бизнес-показатели компании. Mirapolis LMS даёт возможности грамотно организовать и управлять этим процессом, за счёт встроенного модуля «Геймификация».
Читайте о других модулях системы в обзоре 3 новые возможности Mirapolis LMS для привлечения сотрудников на образовательный портал