Популярность дистанционного обучения растет — с развитием технологий все больше людей будут обучаться удаленно, не привязываясь к месту и строгому графику учебы. Качество и эффективность обучения от этого не снижаются, а, скорее, наоборот, показывают большую результативность, чем обычный курс лекций.
Рассказываем о текущих трендах, которые нужно учитывать при создании электронных курсов.
Микрообучение
Основная идея – знания нужно подавать дозированно, небольшими порциями. Люди быстрее усваивают новый материал, если он разбит на небольшие блоки протяженностью 3–5 минут. Обучение по маленьким шагам напоминает известную метафору из тайм-менеджмента: «Слона нужно есть по частям». Такой подход помогает справиться с огромным проектом или выучить большой курс по продажам.
Микрообучение идеально подходит для самостоятельного обучения, потому что уроки краткие и доступны на любых платформах. Изучать новые блоки можно в любом месте, например в дороге или на перерыве. Сотрудники смогут эффективней обучаться и рационально использовать свое время.
Плюсы:
- материал легко усваивается и запоминается;
- не нужно много времени на просмотр урока – можно изучать курс в дороге, на прогулке, на перерыве.
Видеоконтент
Это небольшие видеоуроки, которые преподаватель записывает заранее. Продолжительность таких лекций обычно 7–15 минут – оптимальное время для сохранения концентрации у студента.
Видеоконтент может быть разный: в виде лекций, небольшого анимационного ролика или видеоинфографики. Для электронных курсов лучше использовать разные форматы – разнообразие стимулирует мозговую активность и обучение будет более эффективным.
Плюсы:
- курс подготовлен и записан заранее;
- количество учеников не ограничено;
- записи можно смотреть в любое время;
- материал легко усваивается.
В системе дистанционного обучения легко отследить, кто из сотрудников посмотрел обучающий урок и сколько времени на это потратил. На основании отчетности можно делать выводы об успеваемости и оценивать стремление и мотивацию к обучению.
Геймификация
Элементы игры сделают любое скучное обучение интересным, а сложное – простым. В геймификации используют игровые правила для достижения реальных результатов. Так, к примеру, можно получать высокие статусы за правильные ответы на вопросы курса, зарабатывать очки за каждый пройденный тест или получать дополнительные бонусы за скорость изучения материала. В геймификации хорошо работает и соревновательный момент – люди любят признание и всегда стремятся выполнять задания лучше других, чтобы стать первыми.
Если в электронный курс добавить игры, то сразу увеличится вовлеченность сотрудников в обучение. Есть разные варианты геймификации: можно проходить квесты, решать головоломки и задачи, соревноваться с коллегами, выбирать персонажа и «прокачивать» его, выполняя задания на курсе.
В E-learning у геймификации есть много применений: можно имитировать различные проблемы, постепенно увеличивая сложность, можно параллельно изучать смежные дисциплины, которые помогают в работе, например при изучении техники продаж затрагивать и психологию продаж.
Плюсы:
- вовлечение сотрудников в обучение;
- быстрое обучение и понимание материала.
Геймификация хорошо мотивирует сотрудников на обучение и учит их принимать взвешенные решения уже в реальной работе.
Мобильное обучение
Сейчас важна мобильность – люди чаще обучаются «на ходу», так как не у всех есть возможность посвятить обучению несколько часов в день подряд. Поэтому необходима адаптация курсов под любые мобильные девайсы.
Сотрудникам компании нужно совмещать работу и учебу, мобильные обучающие программы для них – идеальное решение. По данным MarketsandMarkets к 2020 году рынок мобильного обучения достигнет 37,6 миллиардов долларов и будет развиваться дальше.
Мобильное обучение дает возможность заниматься в удобное для себя время, не привязываться к месту и девайсу. Начать обучение можно на компьютере, продолжить в дороге на смартфоне, вечером пройти миссию уже с планшета. Кроссплатформенность помогает не прерывать обучение, а это важно.
Плюсы:
- обучение в удобное время;
- нет привязки к девайсу;
- можно обучаться в любом месте.
Персонализированное обучение
Люди хотят обучаться в собственном темпе, по своим интересам и потребностям. При персонализированном обучении программа составляется с учетом возможностей отдельно взятого сотрудника.
Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. При индивидуальном обучении сначала выясняют уровень подготовки сотрудника с помощью предварительных тестов и по результатам назначают конкретные модули и материалы для изучения. Каждый сотрудник получает только те материалы, по которым у него «проседание», и не тратит время на те дисциплины, в которых он хорошо ориентируется.
Персонализированное обучение ориентировано на человека, ведь самое важное, чтобы сотрудник изучил принципы работы и смог использовать их в своей профессии.
Плюсы:
- человек учит только то, что ему нужно;
- обучение идет в удобном для него темпе;
- учитываются возможности сотрудника;
- увеличивается вовлеченность и мотивация сотрудника к обучению;
- материал лучше усваивается.
Социальное обучение
Социальное обучение – новая дисциплина. Она означает «обучение с другими людьми». Не в классе, как это принято, а через платформы социальных сетей (в онлайн-режиме) или во время конференций или групповых обсуждений. Преимущество в том, что обучение не прекращается, даже если время лекции или конференции закончилось. Сотрудники продолжают общаться, задавать вопросы, помогать с решением задач коллегам. Популярные платформы — «ВКонтакте», «Фейсбук», «Телеграм».
Это на самом деле мощный способ эффективного обучения, его нельзя игнорировать, а наоборот, нужно развивать и улучшать.
В 2019 году роль социального обучения будет только возрастать, так как в игру вступает «поколение Y» – люди, которые с детства привыкли общаться в социальных сетях. По прогнозам экспертов, к 2020 году они составят примерно 50 % всего трудоспособного населения, при этом 88 % из них предпочитает совместную рабочую культуру. Это означает, что за социальным обучением – будущее.
Плюсы:
- обучение не прекращается даже после окончания курса;
- сотрудники помогают друг другу в обучении;
- ученики находят новые решения с помощью коллективного мозгового штурма.
Итак, чтобы быть в тренде в E-learning, нужно использовать все возможные методы обучения. Реализовать их своими силами без единой автоматизированной системы будет сложно и вряд ли эффективно. Хорошее решение – использовать сервисы СДО, которые позволяют автоматизировать процесс обучения, наладить систему контроля, отслеживать эффективность обучения сотрудников и тестировать уровень их знаний.